Сайт академика РАО Новикова А.М. |
А.М.Новиков
ССУЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Взяться за перо автора заставили некоторые опасные тенденции в
развитии учреждений среднего профессионального образования в новых
социально-экономических условиях. Эти тенденции складываются на фоне диалектического
единства двух противоположных процессов: с одной стороны, зарождением и
стремительным развитием острейшей конкурентной борьбы образовательных учреждений
всех типов, уровней и форм на региональных рынках образовательных услуг. С
другой стороны, развитием объективно необходимой интеграцией средних
профессиональных образовательных учреждений с общеобразовательными школами,
профессиональными училищами и лицеями, ВУЗами в построении преемственных образовательных
программ.
Начнем с первого - конкуренции. Если раньше, в условиях планового
хозяйства, основной задачей профессиональных учебных заведений было выполнение
планов приема, выпуска и распределения обучаемых, а директор учебного
заведения выступал бы в роли «передаточного звена» в выполнении решений
директивных органов, то теперь ситуация в корне изменилась. Успешность деятельности
техникума, колледжа и, соответственно, его финансовое благополучие (или
неблагополучие) теперь определяется количеством студентов, слушателей,
курсантов и т.д., пришедших на обучение, количеством и разнообразием видов,
уровней и т.п. образовательных услуг, реализуемых в данном образовательном учреждении.
Соответственно, принципиально поменялась роль директора учебного заведения -
теперь это руководитель самостоятельной образовательной «фирмы». И на нем
лежит полная ответственность за развитие и процветание этой «фирмы», или
наоборот - за стагнацию и неизбежное ее умирание.
К великому сожалению, далеко не все руководители техникумов, учлищ,
колледжей это осознают. Положение средних профессиональных образоватеьных
учреждений резко расслоилось, дифференцировалось: одни, где руководители
ориентируются по старинке только на получение бюдетных ассигнований федеральных
или региональных ведомств, которых становится все меньше и меньше, медленно
хиреют и, по сути, обречены на вымирание. Другие, сориентировавшись на рынок
образовательных услуг, на конкурентную борьбу, стремительно развивают свою
деятельность, осваивая все новые и новые «плацдармы» образовательных услуг и получая
финансирование не только из образовательных бюджетов, но и из федеральных,
региональных и муниципальных бюджетов служб занятости населения, социальной
защиты, ведомств по делам молодежи, силовых ведомств и т.д., а также получая
финансирование от предприятий и граждан за предоставление им самых
разнообразных образовательных услуг. Вплоть до того, что, насколько автору известно,
у некоторых наиболее преуспевших колледжей и техникумов ассигнования,
получаемые от образовательного бюджета, составляют уже менее 20% их суммарного
дохода. В этих учебных заведениях приобретается новейшее оборудование, дорогая
мебель, преподаватели получают двойную, а то и тройную зарплату (правда, при
этом им приходится работать куда более интенсивно, чем раньше) и т.д.
Часто можно слышать недовольные возгласы - устные и письменные-
некоторых руководителей техникумов и колледжей: «Почему профессиональные лицеи
стали выдавать дипломы о среднем профессиональном образовании - запретить!»
«Почему соседний колледж открыл подготовку по тем же специальностям, что и в
моем техникуме - запретить!» и т.д. Но ведь время запретов ушло безвозвратно -
сегодня никому ничего не запретишь. Даже прямые директивные запреты в условиях
России ни к чему не приводят - если есть спрос на ту или иную образовательную
услугу, расторопный руководитель образовательного учреждения всегда найдет
десятки вариантов - как обойти подобный запрет на вполне законных основаниях. В
новых условиях любой руководитель образовательного учреждения должен обратиться
на себя:
- если соседний лицей начал подготовку по программам среднего
профессионального образования и молодежь пошла учиться туда, а не в мой
техникум - это моя вина, моя упущенная выгода, упущенная выгода моего
техникума. Значит, в соседнем лицее лучше поставлена реклама, лучше организован
маркетинг, или там выше качество образования, или специальности там более перспективные,
чем у меня;
- если по соседству открылись коммерческие компьютерные курсы или курсы
иностранных языков и окрестная молодежь и взрослое население пошли учиться
туда, а не в мой техникум - это моя упущенная выгода, а также, упущенная выгода
педагогического коллектива, за который я отвечаю и который на этом мог бы
иметь дополнительные заработки;
- если в соседней общеобразовательной школе открылись курсы по обучению
вождению автомобиля, а я такие курсы не создал - это моя упущенная выгода;
- если завод заказал переподготовку и переаттестацию, к примеру,
сварщиков не моему техникуму, а соседнему профессиональному училищу - это моя
упущенная выгода;
- и так далее.
Но это варианты только прямой конкуренции. Наряду с этим есть и
механизмы косвенной конкуренции:
- если выпускник 9 класса остался продолжать образование в своей школе,
а не пришел ко мне в техникум - это моя упущенная выгода;
- если выпускники полной средней школы поступил в ВУЗ, а не пришли ко
мне в техникум - это моя упущенная выгода;
- если юноша, девушка уехали учиться в другой город, а не пришли ко мне
в техникум - это моя упущенная выгода.
- и так далее.
Таким образом, все образовательные учреждения находятся в состоянии
конкурентной борьбы. Естественно, эта борьба должна вестись в рамках, что
называется, правового поля, с соблюдением этических норм. Но эта борьба в
корне меняет положение любого образовательного учреждения в образовательном
пространстве и в корне меняет роль руководителей образовательных учреждений.
С другой стороны - противоположный процесс - интеграция
образовательного пространства, построение системы непрерывного образования -
как общего, так и профессионального, что требует объединения усилий
образовательных учреждений. В частности техникумов и колледжей со школами,
профессиональными училищами и лицеями, с ВУЗами. Причем, учитывая все
возрастающее стремление молодежи к получению высшего образования (а это объективная
общемировая тенденция), то особенно актуальным становится проблема интеграции
ССУЗов с ВУЗами.
Естественно, возникает вопрос - если все больше молодежи будет
стремиться получить высшее образование, то не потеряют ли свое значение
учреждения начального и среднего профессионального образования? Как раз
наоборот! Как показывает анализ развития профессиональных образовательных
систем во всем мире, тенденция такова, что всего лишь небольшая доля молодежи
поступает сразу в университет после окончания общеобразовательной школы. И эта
доля год от года становится меньше - дело в том, что учиться в университете и в
экономически благополучных странах слишком дорого - даже если высшее
образование бесплатное, расходы на жилье, учебники, питание под силу далеко не
каждому студенту. Все чаще реализуется иной путь - молодежь последовательно
осваивает ступени, проводя аналогию с нашими стандартами, начального, среднего
профессионального образования, совмещая как правило учебу с работой, а затем,
по их завершении, поступают на 1-2 года в университет, чтобы завершить свое
образование, получить диплом университета. Эти же тенденции начинают
проявляться и у нас в России.
Но, как всегда у нас бывает, при этом появляются нередко самые
неожиданные «эксперименты». Есть две философские категории «содержание» и
«форма». Как учит диалектика, ведущим является содержание. А форма - это то,
что организует содержание. Казалось бы, решаться проблема интеграции среднего и
высшего профессионального образования должна, в первую очередь, выстраиванием
преемственного содержания образовательных программ среднего и высшего
профессионального образования. А потом уже, на этой содержательной основе,
приступать к решению организационных вопросов - какого рода договоры должен
заключить ССУЗ с ВУЗами, на каких условиях абитуриенты будут поступать в ССУЗ,
на каких условиях будут переводиться в ВУЗ и т.д.
Однако, так происходит далеко не всегда. Под флагом широко
развернувшейся компании интеграции ССУЗов с ВУЗами, активно, к тому же,
поддреживаемой чиновными кругами, ряд техникумов, колледжей влились в те или
иные ВУЗы, как их подразделения, потеряв право юридического лица. Причем, даже
есть случаи, когда техникум и ВУЗ не имели при этом ничего общего в содержательном
плане, поскольку профили их специальностей были совершенно разнородны! А
каковы же в этом случае перспективы?! Для ВУЗов такой вариант очень выгоден -
можно бесплатно получить хорошую дополнительную учебно-материальную базу. А
через некоторое время то, что было раньше техникумом, прикрыть, людей уволить.
Полученную же базу можно сдавать в аренду. Или на этих площадях обучать так
называемые «коммерческие группы». Да и с позиций чиновников нашего, с
позволения сказать, «государства» есть возможность «сэкономить»
государственные средства на образование: после такой «интеграции» сразу
возникает вопрос - а зачем нужен такой монстр? Если это ВУЗ, то пусть
занимается своим делом - готовит специалистов с высшим образованием. А среднее
профессиональное - прикрыть!
Другой вариант «интеграции», тоже получивший уже распространение -
когда техникум, колледж, сохраняя свой юридический статус, фактически почти
весь свой контингент передают ВУЗам, теряя при этом свое лицо, свою основную
функцию - подготовку специалистов со средним профессиональным образованием.
Фактически, так ошибочно понимаемая «интеграция» - это опасность гибели
всей системы среднего профессионального образования как мощной и эффективной
подсистемы всего народного образования России. Причем это вина, а может быть
беда в первую очередь руководителей ССУЗов, многие из которых имеют пенсионный
или предпенсионный возраст, и у которых нет уже сил маневрировать в
современных сложных условиях, выдерживать конкурентную борьбу, противостоять
чиновному давлению и у которых возникает желание «отдаться» какому-либо более
сильному партнеру. Очень опасная тенденция!
Предыдущая статья |
![]() |
© 2005 - А.М.Новиков