www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

 А.М.Новиков

ЛЕВШАМ НАДО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

 

 На страницах журнала «Директор школы» неоднократно поднимался вопрос о том, куда же податься «левше»? Речь идет о нетипичных интегративных, комплексных образовательных учреждениях, реализующих одновременно несколько образовательных программ: учебно-воспитательные комплексы, реальные училища, центры непрерывного образования, школы-гимназии, школы-лицеи и т.д. Эти образовательные учреждения не вписываются в «типологию» Министерства образования РФ, и отстаивать свое право на существование им становится все труднее и труднее. Точно такие же проблемы приходится решать и интегративным учреждениям профессионального образования, реализующим одновременно несколько уровней профессиональных образовательных программ: начального и среднего профессионального образования, переподготовку безработных и т.п.

 Между тем выход из этой ситуации напрашивается сам собой. Но сначала попробуем разобраться, отчего возникла сама проблема. А возникла она из противоречия между новым, прогрессивным в своей основе Законом РФ об образовании и застарелой, заскорузлой всей остальной нормативно-правовой базой деятельности образовательных учреждений. В Законе Российской Федерации об образовании система образования трактуется как совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений и органов управления образованием. Тем самым подчеркивается не организационно-структурная основа как раньше в жестко централизованной системе образования, а прежде всего ее содержательная основа. Это понимание определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к построению системы образования, который означает приоритетность построения содержания образования перед его организационными формами. Приоритетным должно быть рассмотрение образования с содержательной стороны - как системы образовательных процессов - образовательных программ, а затем уже обеспечение этих процессов необходимыми организационными образовательными структурами.

 В то же время в наследство от командно-административной системы досталось строго однозначное соответствие - каждое учебное заведение могло осуществлять образовательную программу одного и только одного уровня, а профессиональные образовательные учреждения к тому же и только одного профиля специальностей: машиностроительное ПТУ могло давать только начальное профессиональное образование («готовить рабочих») и только по профессиям машиностроения, медицинское училище - только среднее медицинское образование и т.д.

 Но это однозначное соответствие: одно учебное заведение - одна образовательная программа в новых социально-экономических условиях не только не нужно, но и вредно во всех отношениях. И оно уже разрушается. В первую очередь - «левшами» - интегративными образовательными учреждениями. Причем уже сегодня мы сталкиваемся с тем фактом, что образовательные учреждения все труднее становится относить к тем или иным конкретным традиционно сложившимся типам - появляются все новые и новые названия - гимназии, прогимназии, школы-гимназии, общеобразовательные лицеи, реальные училища, профессиональные лицеи, колледжи, учебные центры, учебно-воспитательные комплексы, центры непрерывного образования и т.д. А все образовательные учреждения, как бы они ни назывались, требуют определенной нормативно-правовой базы. В этой ситуации органы управления образованием на всех уровнях - от федерального до муниципального идут двумя традиционными путями: либо ограничить, запретить создание образовательных учреждений с новыми названиями, либо, в лучшем случае, «подогнать» их под действующие, в том числе традиционно сложившиеся образовательные структуры. Но для России с ее многообразием регионов, этносов и т.д. это вряд ли станет возможным.

 Напрашивается путь иной - разработать нормативно-правовую базу для образовательных программ. Набор образовательных программ, требующих государственного регулирования, в том числе стандартизации, нормативов и источников финансирования и т.п. будет, очевидно, весьма ограниченным. А в каких сочетаниях они будут реализовываться в каждом конкретном случае в том или ином образовательном учреждении и как оно будет называться - наверное, станет не принципиальным. Важно будет лишь то, чтобы образовательное учреждение получило бы соответствующие лицензии на осуществление конкретных образовательных программ и прошло бы соответствующую аккредитацию.

 В этом случае и в документах, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений (аттестатах, дипломах и т.п.) следует указывать не тип образовательного учреждения, которое они закончили как это фактически делается до сих пор - аттестат школы, диплом техникума и т.д., а уровень, ступень образовательной программы, которую он завершил, независимо от того, как называлось образовательное учреждение, гле он учился.

 С интегративными инновационными образовательными учреждениями сегодня возникает множество правовых проблем. Вплоть до того, что вмешиваются органы прокуратуры - не может быть, к примеру, государственного муниципального учебного центра - не предусмотрено законодательством - закрыть! И так далее. Но если законодательством не предусмотрено, а такие инновационные образовательные учреждения существуют уже 10-11 лет и доказали свою эффективность, ничем себя не опорочили и продолжают развиваться, значит пора менять законодательство, нормативно-правовую базу

Но для изменения нормативно-правовой базы, для того, чтобы противостоять чиновному давлению интегративные инновационные образовательные учреждения должны объединять усилия на основе создания общественных организаций - союзов, ассоциаций и т.п. Причем скозных. Пока что инновационные общеобразовательные школы - сами по себе, доказывают свою правоту, частные школы - сами по себе, открытые школы – сами по себе. Профессиональные колледжи всячески сторонятся профессиональных лицеев как своих конкурентов и т.п. А надо объединять усилия, совместно формировать общественное мнение, совместно переходить из оборонительной в наступательную позицию. Ведь несмотря на то, что инновационные образовательные учреждения относятся к разным образовательным сферам, разным формам собственности и т.д. они вместе делают общее дело - строят новую систему народного образования России. 

 

 

Предыдущая статья

Закрыть окно

Следующая статья

 

    Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков