Сайт академика РАО Новикова А.М. |
ЛЕВШАМ НАДО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ
На
страницах журнала «Директор школы» неоднократно поднимался вопрос о том, куда
же податься «левше»? Речь идет о нетипичных интегративных, комплексных
образовательных учреждениях, реализующих одновременно несколько образовательных
программ: учебно-воспитательные комплексы, реальные училища, центры
непрерывного образования, школы-гимназии, школы-лицеи и т.д. Эти
образовательные учреждения не вписываются в «типологию» Министерства
образования РФ, и отстаивать свое право на существование им становится все
труднее и труднее. Точно такие же проблемы приходится решать и интегративным
учреждениям профессионального образования, реализующим одновременно несколько
уровней профессиональных образовательных программ: начального и среднего
профессионального образования, переподготовку безработных и т.п.
Между тем выход из этой ситуации напрашивается
сам собой. Но сначала попробуем разобраться, отчего возникла сама проблема. А
возникла она из противоречия между новым, прогрессивным в своей основе Законом
РФ об образовании и застарелой, заскорузлой всей остальной нормативно-правовой
базой деятельности образовательных учреждений. В Законе Российской Федерации об
образовании система образования трактуется как совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их
образовательных учреждений и органов управления образованием. Тем самым
подчеркивается не организационно-структурная основа как раньше в жестко
централизованной системе образования, а прежде всего ее содержательная основа.
Это понимание определяет целесообразность содержательно-структурного подхода к
построению системы образования, который означает приоритетность построения
содержания образования перед его организационными формами. Приоритетным должно
быть рассмотрение образования с содержательной стороны - как системы
образовательных процессов - образовательных программ, а затем уже обеспечение
этих процессов необходимыми организационными образовательными структурами.
В то
же время в наследство от командно-административной системы досталось строго
однозначное соответствие - каждое учебное заведение могло осуществлять
образовательную программу одного и только одного уровня, а профессиональные
образовательные учреждения к тому же и только одного профиля специальностей:
машиностроительное ПТУ могло давать только начальное профессиональное
образование («готовить рабочих») и только по профессиям машиностроения, медицинское
училище - только среднее медицинское образование и т.д.
Но
это однозначное соответствие: одно учебное заведение - одна образовательная
программа в новых социально-экономических условиях не только не нужно, но и
вредно во всех отношениях. И оно уже разрушается. В первую очередь - «левшами»
- интегративными образовательными учреждениями. Причем уже сегодня мы
сталкиваемся с тем фактом, что образовательные учреждения все труднее
становится относить к тем или иным конкретным традиционно сложившимся типам -
появляются все новые и новые названия - гимназии, прогимназии, школы-гимназии,
общеобразовательные лицеи, реальные училища, профессиональные лицеи, колледжи,
учебные центры, учебно-воспитательные комплексы, центры непрерывного
образования и т.д. А все образовательные учреждения, как бы они ни назывались,
требуют определенной нормативно-правовой базы. В этой ситуации органы
управления образованием на всех уровнях - от федерального до муниципального
идут двумя традиционными путями: либо ограничить, запретить создание
образовательных учреждений с новыми названиями, либо, в лучшем случае,
«подогнать» их под действующие, в том числе традиционно сложившиеся
образовательные структуры. Но для России с ее многообразием регионов, этносов и
т.д. это вряд ли станет возможным.
Напрашивается путь иной - разработать
нормативно-правовую базу для образовательных программ. Набор
образовательных программ, требующих государственного регулирования, в том числе
стандартизации, нормативов и источников финансирования и т.п. будет, очевидно,
весьма ограниченным. А в каких сочетаниях они будут реализовываться в каждом
конкретном случае в том или ином образовательном учреждении и как оно будет
называться - наверное, станет не принципиальным. Важно будет лишь то, чтобы
образовательное учреждение получило бы соответствующие лицензии на
осуществление конкретных образовательных программ и прошло бы соответствующую
аккредитацию.
В
этом случае и в документах, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений
(аттестатах, дипломах и т.п.) следует указывать не тип образовательного
учреждения, которое они закончили как это фактически делается до сих пор -
аттестат школы, диплом техникума и т.д., а уровень, ступень образовательной
программы, которую он завершил, независимо от того, как называлось
образовательное учреждение, гле он учился.
С
интегративными инновационными образовательными учреждениями сегодня возникает
множество правовых проблем. Вплоть до того, что вмешиваются органы прокуратуры
- не может быть, к примеру, государственного муниципального учебного центра -
не предусмотрено законодательством - закрыть! И так далее. Но если
законодательством не предусмотрено, а такие инновационные образовательные
учреждения существуют уже 10-11 лет и доказали свою эффективность, ничем себя не
опорочили и продолжают развиваться, значит пора
менять законодательство, нормативно-правовую
базу.
Но для изменения нормативно-правовой базы,
для того, чтобы противостоять чиновному давлению интегративные инновационные
образовательные учреждения должны объединять усилия на основе создания
общественных организаций - союзов, ассоциаций и т.п. Причем скозных. Пока что
инновационные общеобразовательные школы - сами по себе, доказывают свою
правоту, частные школы - сами по себе, открытые школы – сами по себе. Профессиональные
колледжи всячески сторонятся профессиональных лицеев как своих конкурентов и
т.п. А надо объединять усилия, совместно формировать общественное мнение,
совместно переходить из оборонительной в наступательную позицию. Ведь несмотря
на то, что инновационные образовательные учреждения относятся к разным
образовательным сферам, разным формам собственности и т.д. они вместе делают
общее дело - строят новую систему народного образования России.
Предыдущая статья | Следующая статья |
![]() |
© 2005 - А.М.Новиков