Энциклопедия
профессионального образования под ред. С.Я. Батышева
Буква Я
-
Я-КОНЦЕПЦИЯ
-
ЯГОДИН
Геннадий Алексеевич
-
ЯКОВЛЕВ
Геннадий Николаевич
-
ЯКУБА
Юрий Андреевич
-
ЯНЖУЛ
Екатерина Николаевна
-
ЯНЖУЛ
Иван Иванович
-
ЯНОВСКАЯ
Тамара Ивановна
-
ЯРМАРКА
ВАКАНСИЙ
-
ЯРМАРКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
-
ЯРМАЧЕНКО
Николай Дмитриевич
-
ЯРЫГИН
Владимир Михайлович
-
-
Я-КОНЦЕПЦИЯ
– одна из центральных концепций гуманистической или
феноменалистической психологии, уделяющая особое внимание изучению
механизма отражения личности и своего «Я». Я-к.
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная,
переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом
себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими
людьми и относится к себе.
- Согласно этой концепции
«Я» выступает как системообразующий и субъективный мир
личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной
средой, является системой самовосприятий, наиболее важной
детерминантой ответных реакций индивида, на основе интернализации
позитивного отношения к себе со стороны других. «Я»
является центральным понятием гуманистической психологии и выступает
как важнейший фактор адаптации.
- Я-к. – целостный,
хотя не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я»,
выступающий, как установка по отношению к самому себе и включающий
компоненты: когнитивный – образ качеств, способностей,
внешности, социальной значимости и т.д., эмоциональный –
самоуважение, оценочно-волевой – стремление повысить
самооценку, завоевать уважение и т.д.
- Самооценка отражает
степень развития у индивида чувства самоуважения, ощуще-ния
собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что
входит в сферу его «Я».
- Лит.: Бернс Р. Развитие
Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
-
ЯГОДИН
Геннадий Алексеевич родился 3 июня 1927 г. Крупный ученый,
доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН,
действительный член Российской академии образования. Вся его
трудовая деятельность связана с высшей школой страны.
- В 1952 г. Ягодин Г.А.
защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических
наук, а в 1967 г. – доктора химических наук.
- Основная трудовая
деятельность Ягодина Г.А. связана с МХТИ, в котором он прошел путь
от студента до ректора. В 1950 г. окончил МХТИ им. Д.И. Менделеева.
В 1963–1966 гг. работал заместителем генерального директора
международного агентства по атомной энергии (Вена, Австрия); с 1976
г. – заведующий кафедрой технологии редких и рассеянных
элементов МХТИ им. Д.И. Менделеева, с 1982 г. – заведующий
кафедрой «Промышленная экология», а с 1973 по 1985 г. –
ректор МХТИ.
- В июле 1985 г. Ягодин Г.А.
был назначен Министром высшего и среднего специального образования
СССР, а затем – Председателем Гособразования СССР. На этом
посту он плодотворно работал до конца 1991 г. Под руководством
Ягодина Г.А. разработана и начата реализация программы перестройки и
развития народного образования; он внес большой вклад в воплощение в
жизнь единой системы непрерывного образования, в его демократизацию
и гуманизацию, в решение ключевых проблем высшей и средней школы.
- С 1992 г. Ягодин Г.А. –
ректор международного университета, где одновременно возглавляет и
высшую школу менеджмента и политики в области окружающей среды.
Главная цель университета – подготовка высококвалифицированных
специалистов в условиях современной рыночной экономики. Это –
один из первых негосударственных вузов, который был создан по
инициативе президентов России и США. За 5 лет существования
университета было подготовлено свыше 500 специалистов по самым
актуальным направлениям экономики. Выпускники университета работают
в ведущих государственных и коммерческих структурах, российских и
иностранных банках и компаниях, возглавляют собственные предприятия
и фирмы.
- Основные направления
научной деятельности Ягодина Г.А. включают в себя исследования в
области физической химии редкоземельных элементов, проблем связи
химических технологий с окружающей средой, совершенствования
инженерной подготовки химиков- технологов, организации
экологического образования в системе высшей школы. Им создано новое
направление в кинетике экстракционных процессов. За цикл работ по
кинетике жидкостной экстракции Якодину Г.А. присуждена премия
Академии наук СССР им. Д.И. Менделеева. В 1984 г. он награжден
почетным дипломом Международного конгресса по экстракции.
- Участие Ягодина Г.А. в
разработке и внедрении высокоэффективных экстракционных процессов
было отмечено в 1985 г. Государственной премией СССР.
- Практическая значимость
указанных выше работ связана с разработкой целостных
практико-ориентированных моделей инженерного образования,
организацией системы непрерывной экологической подготовки студентов
высшей школы, разработкой комплекса учебно-методических средств и
форм организации учебного процесса.
- Ягодин Г.А. – один
из ведущих специалистов в области охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов. В настоящее время
практическая направленность его работ связана с внедрением в жизнь
концепции устойчивого развития общества. Для осуществления этой цели
он прилагает много усилий по организации системы непрерывной
экологической подготовки преподавателей и учащихся как в целом по
стране, так и в отдельных регионах.
- Созданная при
непосредственном участии Ягодина Г.А. Высшая школа для
демобилизованных офицеров успешно решает проблему адаптации
военнослужащих в условиях проведения реформы вооруженных сил.
- Он уделяет большое
внимание подготовке управленческих кадров для города, в 1995 г. при
поддержке мэрии Москвы в Международном университете создан колледж
городской администрации.
- Многосторонняя
деятельность Ягодина Г.А. отражена более чем в 500 научных
публикациях, в том числе в учебниках и монографиях.
- Ягодиным Г.А. проделана
значительная работа в области подготовки научно-педагогических
кадров. Среди его воспитанников 10 докторов и 50 кандидатов наук.
- Он избирался депутатом
Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, является членом
правления Московского экологического фонда, членом Комиссии по
образованию Комитета по экологии Государственной Думы.
- Ягодин Г.А. награжден
орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и
медалями, удостоен звания Почетный доктор Веспремского
химико-технологического университета (ВНР) и Высшей
химико-технологической школы г. Софии.
-
ЯКОВЛЕВ
Геннадий Николаевич родился 10 марта 1936 г. в с. Соймино
Лопатинского р-на Пензенской области. В 1958 г. окончил
механико-математический факультет Саратовского государственного
университета им. Н.Г. Чернышевского. Доктор физико-математических
наук (1974), профессор (1975), член-корреспондент Российской
академии образования (1989). С 1961 г. работает на кафедре высшей
математики Московского физико-технического института, с 1989 г.
возглавляет эту кафедру.
- Яковлев Г.Н. внес
существенный вклад в разработку концепции и методического
обеспечения математической составляющей широко известной «системы
Физтеха».
- Основные труды – по
теории функций многих переменных (теоремы вложения), теории
дифференциальных уравнений в частных производных и их приложений к
математическим задачам гидродинамики. Автор, редактор и руководитель
авторских коллективов ряда извест-ных учебников и учебных пособий по
математике для учащихся и студентов средних и высших учебных
заведений, учебников по математике для техникумов. «Алгебра и
начала анализа» в двух частях и «Геометрия» с 1976
по 1989 г. выдержали несколько изданий, переведены на многие языки и
были приняты в качестве основных во всех республиках бывшего
Советского Союза, а «Пособие по математике для поступающих в
вузы», изданное в 1981 г., и сейчас пользуется широкой
популярностью на подготовительных курсах и у преподавателей
математики.
- Яковлев Г.Н. –
руководитель группы энтузиастов, разработавших методические и
организационные принципы Всероссийской олимпиады школьников по
математике. Учитывая успешное выступление советских, а затем и
российских, школьников на международных соревнованиях, по
рекомендации исполкома Международной комиссии по математическому
образованию на Конгрессе в Австралии в 1984 г. Яковлев Г.Н. был
избран председателем Международного комитета ММО сроком на четыре
года, а в 1988 г. на Конгрессе в Венгрии переизбран на следующий
срок.
- Являясь свыше 20 лет
членом президиума Научно-методического совета по математике
Министерства общего и профессионального образования и председателем
секции техникумов этого совета, Яковлев Г.Н. является одним из
активных разработчиков программ по математике для высших и средних
специальных учебных заведений.
- ЯКУБА
Юрий Андреевич родился 21 июня 1928 г. в г. Харькове; по
образованию – инженер-механик; один из крупных специалистов в
области теории и практики профтехобразования. Заслуженный работник
профтехобразования, кандидат педагогических наук, член-корреспондент
Академии профессионального образования.
- Трудовая деятельность
Якубы Ю.А. связана с работой в системе профтехобразования. Окончил
ремесленное училище № 10 г. Харькова (1945), Харьковский
индустриальный техникум Трудовых резервов (1949), политехнический
институт (1956). Работал мастером производственного обучения,
инженером производства, старшим мастером и директором
профтехучилища. С 1970 по 1977 г. – заместитель начальника и
начальник Харьковского облуправления профтехобразования. C 1977 по
1988 г. – член коллегии, начальник Учебно-методического
управления Госпрофобра СССР, а с 1988 по 1992 г. – заместитель
начальника Главного учебно-методического управления Гособразования
СССР. С марта 1992 г. по настоящее время работает в Институте
развития профессионального образования заведующим лабораторией. Он
доцент кафедры образовательных стандартов, член диссертационного
совета. Имеет правительственные награды.
- Якуба Ю.А. разрабатывает
вопросы межпредметных связей, взаимосвязи теории и практики, научные
основы современной терминологии профессионального образования,
профессиональной подготовки и профессионального обучения незанятого
населения, а также проектирования современных систем контроля
качества начального профессионального образования. Круг научных
интересов связан с введением государственных образовательных
стандартов, диагностикой качества подготовки, изучением современных
педагогических технологий.
- Опубликовано свыше 120
научных работ по актуальным проблемам профтехобразования, часть из
которых издана на иностранных языках и языках народов СHГ.
- Соч.: Производственное
обучение слесарей-ремонтников. – М., 1967; Hекоторые вопросы
межпредметных связей. – М., 1973; Взаимосвязь теории и
практики в учебном процессе средних профтехучилищ. – М., 1985;
Информационное и научно-методическое обеспечение профессионального
обучения безработных граждан и незанятого населения. – М.,
1994; Диагностика качества практического (производственного)
обучения. – М., 1995; Словарь основных терминов
профессионального обучения безработных граждан и незанятого
населения. – М., 1997.
-
ЯНЖУЛ
Екатерина Николаевна (7 [19] сентября 1855 г. – не ранее
1927 г.) – деятель народного образования, журналист,
переводчик педагогической литературы. Жена и сотрудник И.И. Янжула.
Образование получила в г. Дрездене. Член Ученого Комитета
Минис-терства народного просвещения по отделению технического и
профессионального образования (1900). Сотрудничала с Постоянной
комиссией по техническому образованию Русского технического общества
по вопросам женского профессионального образования. Руководила
(совместно с М.К. Горбуновой-Каблуковой) секцией на II и III съездах
русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.
Была сторонницей введения ручного труда, в частности, рукоделия, как
предмета общеобразовательной школы. Совместно с мужем осуществила
целый ряд зарубежных поездок. Приобрела известность как автор статей
и книг по истории, современному состоянию, проблемах и традициях
развития школы и педагогики в Западной Европе и Америке.
Сотрудничала в журналах «Образование», «Русская
школа», «Техническое образование», «Вестник
воспитания» и др. В 1896 г. опубликовала в «Вестнике
воспитания» серию статей «Чем отличается американская
школа с русской», а затем на их основе книгу «Американская
школа: Очерки методов американской педагогики» (СПб., 1902),
выдержавшую 8 переизданий (после 1926 г.). Янжул Е.Н. была
российским корреспондентом зарубежных педагогических журналов.
- В своих работах
актуализировала проблемы зарубежной школы и педагогики, волновавшие
российскую педагогическую общественность: значение школы,
образования, грамотности в обществе, их роль в развитии культуры,
повышении производительности труда, проблемы женского
профессионального образования и ручного труда как принцип и предмет
обучения, организация и управление школьным делом, инновационные
процессы в дидактике и методике преподавания и т.п. Исследуя эти
проблемы, Янжул Е.Н. предостерегала от немедленного и бездумного
копирования зарубежного опыта, побуждала к обсуждению общего и
особенного.
- В 1919–1923 гг.
Янжул Е.Н. привлекалась Наркомпросом как эксперт в области
образования за рубежом. Продолжала научную работу, публикуя статьи в
журналах «Работник просвещения», «Народный
учитель», «Педагогическая мысль» и др., вела
педагогическую деятельность в вузах Петрограда. В 20-е гг. перевела
и изложила работы У. Килпатрика, К. Уошборна и других американских
педагогов и психологов.
- Соч.: Влияние грамотности
на производительность труда // Экономическая оценка народного
образования. – СПб., 1896; Ручной труд в американской школе. –
М., 1900; Рукоделие как предмет обучения в общеобразовательной
школе. – СПб., 1910; Детские сады в системе Монтессори. –
Киев, 1912; Трудовое начало в школах Европы. – М., 1918.
Е.Г.
Осовский, Н.И. Еналеева
- ЯНЖУЛ
Иван Иванович (2 июня [20 мая] 1846 г. – 31 [18] октября
1914 г.) – ученый экономист и статистик, педагог, деятель
народного образования. По окончании Благородного пансиона в Рязани
обучался в Московском (1862–1869), Лейпцигском,
Гейдельбергском, Цюрихском (1872–1873) университетах. С 1874
г. – доцент, с 1876 г. – профессор Московского
университета кафедры финансового права (по 1898 г.). Действительный
член АН (1895). Член Русского технического общества. Янжул И.И. –
заметная фигура общественно-педагогического движения России. Как
сторонник «государственного социализма» считал, что для
развития культуры и образования необходимо усиление внимания
государства. Благосостояние общества и успех промышленности,
повышение производительности труда и торговли связывал с развитием
образования, в особенности, распространением грамотности, считая,
что необходимо подготовить «весь народ к новым условиям
машинного производства». Ставил вопрос о всеобщности и
общедоступности образования. Под руководством Янжула И.И. были
проведены исследования взаимосвязи грамотности, образования,
профессиональной подготовки и качества производительности труда, их
влияние на отношение к производству (А.И. Чупров, Е.Н. Янжул, Л.Л.
Гавришев и др.), вызвавшие широкий резонанс. Они были заслушаны на
IX секции II съезда русских деятелей по техническому и
профессиональному образованию (1895–1896), вышли отдельной
книгой «Экономическая оценка народного образования»
(СПб., 1896). Этим были заложены основы новой отрасли
педагогического знания – экономики народного образования.
- Будучи в 1882–1887
гг. первым фабричным инспектором Московского округа Янжул И.И.
вскрыл эксплуатацию детского труда и несовершенство ученичества,
способствовал принятию актов фабричного законодательства (12 июня
1884 г.), ограничивших рабочий день детей 12–15 лет 8-ю ч, а
также обязавших фабрикантов открывать школы для детей рабочих. Как
ученый и публицист занимался вопросами педагогической социологии и
статистики, социальной педагогики, организации внешкольного
образования (народных университетов, воскресных школ и др.). За
подготовленный университетский курс «Основные начала
финансовой науки. Учение о государственных доходах» (СПб.,
1893) удостоен премии Грейга.
- Соч.: О
незаконнорожденных. Статистико-юридический очерк. – М., 1870;
В поисках лучшего будущего. Социальные этюды. – СПб., 1893;
Значение образования для успехов промышленности и торговли //
Техническое образование. 1896. № 3; Статистическая оценка добрых и
дурных учительских влияний в стенах школы. – Харьков, 1901;
Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической
политики и общественной жизни. – СПб., 1904; Из воспоминаний и
переписки фабричного инспектора первого призыва. – СПб., 1907;
Пьянство как социальный недуг и борьба против него. – СПб.,
1908.
- Лит.: Дьяконов М.А. И.И.
Янжул. – Пг., 1914; Бергман Е. Памяти И.И. Янжула. –
Пг., 1914; Неболсин А.Г. Организация курсов для взрослых рабочих. –
СПб., 1897.
Е.Г.
Осовский, Н.И. Еналеева
- ЯНОВСКАЯ
Тамара Ивановна – преподаватель химии и биологии ПУ № 28
г. Уварово Тамбовской области. Около 20 лет она обучает и
воспитывает учащихся в этом учебном заведении, обеспечивает
осознанное овладение учащимися прочными знаниями, развивая у них
инициативу, интерес, творчество.
- Учебный материал по
каждому уроку систематизирован преподавателем в специальных папках.
Большое внимание она уделяет работе по углублению знаний по химии и
биологии. В целях осуществления профессиональной направленности
изучаемых дисциплин она подготовила специальные методические
разработки по подготовке рабочих по профессиям сварщик и
электромонтер, включающие проблемные ситуации, поисковые творческие
беседы, тесты, красочные таблицы, карточки-задания, набор игр и т.д.
- Преподаватель широко
применяет в учебном процессе опорные конспекты, игры- упражнения,
лабораторно-практические работы.
- Для закрепления знаний
использует кроссворды, головоломки, тематические
историко-биографические сведения об ученых, учебный материал из
жизни родного края. На уроках звучат стихи, песни о природе,
бережном отношении к ее богатствам. Она постоянно разнообразит
методы обучения, которые побуждают учащихся к активной,
самостоятельной, познавательной деятельности.
- Особенно увлеченно
проходят внеклассные мероприятия, где учащиеся проявляют активность,
инициативу, смекалку. Популярные игры «Поле чудес»,
«Звездный час», «КВН», «Что? Где?
Когда?» стали традиционными в училище.
- Творческий поиск,
самосовершенствование, приближение изучаемого предмета к будущей
профессии учащихся, стремление утвердить в своих учебниках чувство
полезности Отечеству – кредо в работе заслуженного учителя
профтехобразования РФ, отличника профтехобразования РФ Яновской Т.И.
- ЯРМАРКА
ВАКАНСИЙ (от нем. Jahrmarkt – ежегодный рынок) –
инструмент политики службы занятости на рынке труда, периодические
торги, мероприятия, организуемые местным центром занятости, целью
которых является содействие в трудоустройстве через непосредственный
контакт с работодателями. Я.в. позволяет максимально приблизить
ищущих работу к работодателю, а при необходимости заключить деловой
договор, получить направление на работу или обучение. На ярмарках
существует возможность получить информацию о наличии вакансий на
предприятиях различных форм собственности и вакансий, связанных с
трудовой мобильностью (вахтовый метод работы, работа в другом
регионе или в сельской местности), а также получить консультацию у
юристов и других специалистов центра занятости о правах и
обязанностях безработных, определенных Законом о занятости в РФ, по
вопросам переобучения. Я.в. бывают: общие, отраслевые, ученических
мест и для конкретных слоев населения.
- Лит.: Занятость,
безработица, служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий /
Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.
-
ЯРМАРКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ – агитационно-рекламное мероприятие,
периодически организуемое с целью пропаганды образования взрослых и
активизации населения. Представляет собой обширную доходчиво
поданную информацию о различных учреждениях образования взрослых,
образовательных услугах, имеющихся на определенной территории, и о
том, как ими может воспользоваться население для удовлетворения
своих потребностей.
В.Г. Онушкин,
Е.И. Огарев
-
ЯРМАЧЕНКО
Николай Дмитриевич родился 6 сентября 1928 г. в с. Черемошня
Полесского района Киевской области; известный украинский педагог,
доктор педагогических наук (1970), профессор (1970), заслуженный
деятель науки и техники Украины (1991), действительный член АПН
Украины (1922). Окончил дефектологический факультет Киевского
государственного педагогического института им. А.М. Горького (1951).
Научно-педагогическую деятельность начал в Киевском государственном
педагогическом институте им. А.М. Горького: ассистент (1954–1956),
старший преподаватель (1956–1959), заведующий кафедрой
дефектологии (1959–1965), заведующий кафедрой сурдопедагогики
и логопедии (1965–1970), проректор по учебной работе
(1968–1973).
- С 1973 г. – директор
НИИ педагогики УССР. Был избран членом-корреспондентом АПН СССР
(1974), действительным членом этой же академии (1982), членом
президиума АПН СССР (1976–1986). В 1992 г. Кабинетом министров
Украины был назначен президентом-организатором Академии
педагогических наук Украины, а в ноябре 1992 г. избран Президентом
АПН Украины. С декабря 1997 г. – советник президента АПН
Украины и главный научный сотрудник НИИ педагогики Украины.
- Предметом его научных
поисков являются вопросы сурдопедагогики (преимущественно в период с
1951 по 1973 г.), теории и истории педагогики (с 1973 г. по
настоящее время).
- Под руководством Ярмаченко
Н.Д. более 30 человек защитило кандидатские и около 20 –
докторские диссертации по педагогическим наукам. Свыше 20 лет он
руководит специализированным советом института педагогики АПН
Украины по защите докторских и кандидатских диссертаций по
специальности теория и история педагогики 13.00.01. Его
научно-педагогическая школа хорошо известна на Украине и за ее
пределами (в России, Белоруссии, Молдавии, Узбекистане,
Таджикистане, Казахстане и в других странах СНГ). Известна она и в
дальнем зарубежье (Германия, Югославия, Польша, Болгария, Чехия,
Словакия и т.д.).
- Ярмаченко Н.Д. –
автор более 300 научных публикаций, в том числе ряда монографий,
учебников и учебных пособий для школ и вузов.
- Соч.: Сознательность в
обучении глухих учащихся. – Киев, 1963; Воспитание и обучение
глухих детей в Украинской СССР. – Киев, 1968; История
сурдопедагогики. – Киев, 1975; Проблема компенсации глухоты. –
Киев, 1976; Педагогика: Учебник для студентов пединститутов и
университетов. – Киев, 1986; Педагогическая деятельность и
творческое наследие А.С. Макаренко. – Киев, 1989; Развитие
народного образования и педагогической мысли на Украине (X –
начало XX в.). Очерки. – Киев, 1991.
-
ЯРЫГИН
Владимир Михайлович родился 16 января 1936 г. в с. Пахотный Угол
Бондарского района Тамбовской области; дважды Герой
Социалистического Труда.
- Окончил ремесленное
училище в г. Электросталь (1952), работает в течение 50 лет на
Электростальском заводе тяжелого машиностроения (в настоящее время –
АО ЭЗТМ) токарем-карусельщиком, выполняя норму выработки более чем
на 200%.
- Отношение Ярыгина В.М. к
работе можно считать эталоном. Его отличают высочайший
профессионализм и творческое отношение к делу. У него более 200
рационализатор-ских предложений по созданию и внедрению новой
техники и прогрессивной технологии, улучшению качества выпускаемой
продукции и снижению трудоемкости при изготовлении деталей
подшипниково-жидкостного трения. Прекрасный наставник, подготовил
около десяти учеников – последователей своего дела.
- С 1968 г. бессменно 20 лет
избирался депутатом Электростальского городского совета депутатов
трудящихся, а в 1969 г. был избран депутатом Московского областного
совета депутатов трудящихся.
- С 1976 г. –
председатель Всероссийского республиканского совета Общества
трезвости и здоровья, также избран членом Всесоюзного Центрального
совета профессиональных союзов.
- С 1981 г. является членом
Московского областного совета Всесоюзного общества изобретателей и
рационализаторов.
- Ярыгин В.М. является
двухкратным победителем конкурсов рабочего мастерства Министерства
тяжелого, транспортного машиностроения. Ему присвоено звание «Мастер
– Золотые руки». Занесен в городскую книгу почета
«Трудовой доблести и народной славы».
- За выдающиеся
производственные успехи, досрочное выполнение заданий, большой
личный вклад в создание и внедрение новой техники и прогрессивной
технологии, улучшение качества выпускаемой продукции и проявленный
трудовой героизм Ярыгин В.М. имеет правительственные награды: три
ордена Ленина и две Золотые медали «Серп и молот».
- 5 ноября 1989 г. произошло
торжественное открытие бюста Ярыгина В.М. в селе Пахотный Угол.
- Учеба в ремесленном
училище, вечерняя школа, служба в армии, работа на заводе и учеба в
техникуме, верность своей первой рабочей профессии – вот
основные вехи биографии этого замечательного человека –
ветерана труда, ветерана подразделений особого риска Российской
Федерации.
- В настоящее время Ярыгин
В.М. проживает в г. Электросталь.