www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

 

Энциклопедия профессионального образования под ред. С.Я. Батышева

Буква Я

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ
ЯГОДИН Геннадий Алексеевич
ЯКОВЛЕВ Геннадий Николаевич
ЯКУБА Юрий Андреевич
ЯНЖУЛ Екатерина Николаевна
ЯНЖУЛ Иван Иванович
ЯНОВСКАЯ Тамара Ивановна
ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ
ЯРМАРКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ЯРМАЧЕНКО Николай Дмитриевич
ЯРЫГИН Владимир Михайлович

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ – одна из центральных концепций гуманистической или феноменалистической психологии, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личности и своего «Я». Я-к. относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.

Согласно этой концепции «Я» выступает как системообразующий и субъективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. «Я» является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важнейший фактор адаптации.

Я-к. – целостный, хотя не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий, как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный – образ качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д., эмоциональный – самоуважение, оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощуще-ния собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Лит.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

ЯГОДИН Геннадий Алексеевич родился 3 июня 1927 г. Крупный ученый, доктор химических наук, профессор, член-корреспондент РАН, действительный член Российской академии образования. Вся его трудовая деятельность связана с высшей школой страны.

В 1952 г. Ягодин Г.А. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук, а в 1967 г. – доктора химических наук.

Основная трудовая деятельность Ягодина Г.А. связана с МХТИ, в котором он прошел путь от студента до ректора. В 1950 г. окончил МХТИ им. Д.И. Менделеева. В 1963–1966 гг. работал заместителем генерального директора международного агентства по атомной энергии (Вена, Австрия); с 1976 г. – заведующий кафедрой технологии редких и рассеянных элементов МХТИ им. Д.И. Менделеева, с 1982 г. – заведующий кафедрой «Промышленная экология», а с 1973 по 1985 г. – ректор МХТИ.

В июле 1985 г. Ягодин Г.А. был назначен Министром высшего и среднего специального образования СССР, а затем – Председателем Гособразования СССР. На этом посту он плодотворно работал до конца 1991 г. Под руководством Ягодина Г.А. разработана и начата реализация программы перестройки и развития народного образования; он внес большой вклад в воплощение в жизнь единой системы непрерывного образования, в его демократизацию и гуманизацию, в решение ключевых проблем высшей и средней школы.

С 1992 г. Ягодин Г.А. – ректор международного университета, где одновременно возглавляет и высшую школу менеджмента и политики в области окружающей среды. Главная цель университета – подготовка высококвалифицированных специалистов в условиях современной рыночной экономики. Это – один из первых негосударственных вузов, который был создан по инициативе президентов России и США. За 5 лет существования университета было подготовлено свыше 500 специалистов по самым актуальным направлениям экономики. Выпускники университета работают в ведущих государственных и коммерческих структурах, российских и иностранных банках и компаниях, возглавляют собственные предприятия и фирмы.

Основные направления научной деятельности Ягодина Г.А. включают в себя исследования в области физической химии редкоземельных элементов, проблем связи химических технологий с окружающей средой, совершенствования инженерной подготовки химиков- технологов, организации экологического образования в системе высшей школы. Им создано новое направление в кинетике экстракционных процессов. За цикл работ по кинетике жидкостной экстракции Якодину Г.А. присуждена премия Академии наук СССР им. Д.И. Менделеева. В 1984 г. он награжден почетным дипломом Международного конгресса по экстракции.

Участие Ягодина Г.А. в разработке и внедрении высокоэффективных экстракционных процессов было отмечено в 1985 г. Государственной премией СССР.

Практическая значимость указанных выше работ связана с разработкой целостных практико-ориентированных моделей инженерного образования, организацией системы непрерывной экологической подготовки студентов высшей школы, разработкой комплекса учебно-методических средств и форм организации учебного процесса.

Ягодин Г.А. – один из ведущих специалистов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В настоящее время практическая направленность его работ связана с внедрением в жизнь концепции устойчивого развития общества. Для осуществления этой цели он прилагает много усилий по организации системы непрерывной экологической подготовки преподавателей и учащихся как в целом по стране, так и в отдельных регионах.

Созданная при непосредственном участии Ягодина Г.А. Высшая школа для демобилизованных офицеров успешно решает проблему адаптации военнослужащих в условиях проведения реформы вооруженных сил.

Он уделяет большое внимание подготовке управленческих кадров для города, в 1995 г. при поддержке мэрии Москвы в Международном университете создан колледж городской администрации.

Многосторонняя деятельность Ягодина Г.А. отражена более чем в 500 научных публикациях, в том числе в учебниках и монографиях.

Ягодиным Г.А. проделана значительная работа в области подготовки научно-педагогических кадров. Среди его воспитанников 10 докторов и 50 кандидатов наук.

Он избирался депутатом Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, является членом правления Московского экологического фонда, членом Комиссии по образованию Комитета по экологии Государственной Думы.

Ягодин Г.А. награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и медалями, удостоен звания Почетный доктор Веспремского химико-технологического университета (ВНР) и Высшей химико-технологической школы г. Софии.

ЯКОВЛЕВ Геннадий Николаевич родился 10 марта 1936 г. в с. Соймино Лопатинского р-на Пензенской области. В 1958 г. окончил механико-математический факультет Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Доктор физико-математических наук (1974), профессор (1975), член-корреспондент Российской академии образования (1989). С 1961 г. работает на кафедре высшей математики Московского физико-технического института, с 1989 г. возглавляет эту кафедру.

Яковлев Г.Н. внес существенный вклад в разработку концепции и методического обеспечения математической составляющей широко известной «системы Физтеха».

Основные труды – по теории функций многих переменных (теоремы вложения), теории дифференциальных уравнений в частных производных и их приложений к математическим задачам гидродинамики. Автор, редактор и руководитель авторских коллективов ряда извест-ных учебников и учебных пособий по математике для учащихся и студентов средних и высших учебных заведений, учебников по математике для техникумов. «Алгебра и начала анализа» в двух частях и «Геометрия» с 1976 по 1989 г. выдержали несколько изданий, переведены на многие языки и были приняты в качестве основных во всех республиках бывшего Советского Союза, а «Пособие по математике для поступающих в вузы», изданное в 1981 г., и сейчас пользуется широкой популярностью на подготовительных курсах и у преподавателей математики.

Яковлев Г.Н. – руководитель группы энтузиастов, разработавших методические и организационные принципы Всероссийской олимпиады школьников по математике. Учитывая успешное выступление советских, а затем и российских, школьников на международных соревнованиях, по рекомендации исполкома Международной комиссии по математическому образованию на Конгрессе в Австралии в 1984 г. Яковлев Г.Н. был избран председателем Международного комитета ММО сроком на четыре года, а в 1988 г. на Конгрессе в Венгрии переизбран на следующий срок.

Являясь свыше 20 лет членом президиума Научно-методического совета по математике Министерства общего и профессионального образования и председателем секции техникумов этого совета, Яковлев Г.Н. является одним из активных разработчиков программ по математике для высших и средних специальных учебных заведений.

ЯКУБА Юрий Андреевич родился 21 июня 1928 г. в г. Харькове; по образованию – инженер-механик; один из крупных специалистов в области теории и практики профтехобразования. Заслуженный работник профтехобразования, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии профессионального образования.

Трудовая деятельность Якубы Ю.А. связана с работой в системе профтехобразования. Окончил ремесленное училище № 10 г. Харькова (1945), Харьковский индустриальный техникум Трудовых резервов (1949), политехнический институт (1956). Работал мастером производственного обучения, инженером производства, старшим мастером и директором профтехучилища. С 1970 по 1977 г. – заместитель начальника и начальник Харьковского облуправления профтехобразования. C 1977 по 1988 г. – член коллегии, начальник Учебно-методического управления Госпрофобра СССР, а с 1988 по 1992 г. – заместитель начальника Главного учебно-методического управления Гособразования СССР. С марта 1992 г. по настоящее время работает в Институте развития профессионального образования заведующим лабораторией. Он доцент кафедры образовательных стандартов, член диссертационного совета. Имеет правительственные награды.

Якуба Ю.А. разрабатывает вопросы межпредметных связей, взаимосвязи теории и практики, научные основы современной терминологии профессионального образования, профессиональной подготовки и профессионального обучения незанятого населения, а также проектирования современных систем контроля качества начального профессионального образования. Круг научных интересов связан с введением государственных образовательных стандартов, диагностикой качества подготовки, изучением современных педагогических технологий.

Опубликовано свыше 120 научных работ по актуальным проблемам профтехобразования, часть из которых издана на иностранных языках и языках народов СHГ.

Соч.: Производственное обучение слесарей-ремонтников. – М., 1967; Hекоторые вопросы межпредметных связей. – М., 1973; Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе средних профтехучилищ. – М., 1985; Информационное и научно-методическое обеспечение профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. – М., 1994; Диагностика качества практического (производственного) обучения. – М., 1995; Словарь основных терминов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. – М., 1997.

ЯНЖУЛ Екатерина Николаевна (7 [19] сентября 1855 г. – не ранее 1927 г.) – деятель народного образования, журналист, переводчик педагогической литературы. Жена и сотрудник И.И. Янжула. Образование получила в г. Дрездене. Член Ученого Комитета Минис-терства народного просвещения по отделению технического и профессионального образования (1900). Сотрудничала с Постоянной комиссией по техническому образованию Русского технического общества по вопросам женского профессионального образования. Руководила (совместно с М.К. Горбуновой-Каблуковой) секцией на II и III съездах русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Была сторонницей введения ручного труда, в частности, рукоделия, как предмета общеобразовательной школы. Совместно с мужем осуществила целый ряд зарубежных поездок. Приобрела известность как автор статей и книг по истории, современному состоянию, проблемах и традициях развития школы и педагогики в Западной Европе и Америке. Сотрудничала в журналах «Образование», «Русская школа», «Техническое образование», «Вестник воспитания» и др. В 1896 г. опубликовала в «Вестнике воспитания» серию статей «Чем отличается американская школа с русской», а затем на их основе книгу «Американская школа: Очерки методов американской педагогики» (СПб., 1902), выдержавшую 8 переизданий (после 1926 г.). Янжул Е.Н. была российским корреспондентом зарубежных педагогических журналов.

В своих работах актуализировала проблемы зарубежной школы и педагогики, волновавшие российскую педагогическую общественность: значение школы, образования, грамотности в обществе, их роль в развитии культуры, повышении производительности труда, проблемы женского профессионального образования и ручного труда как принцип и предмет обучения, организация и управление школьным делом, инновационные процессы в дидактике и методике преподавания и т.п. Исследуя эти проблемы, Янжул Е.Н. предостерегала от немедленного и бездумного копирования зарубежного опыта, побуждала к обсуждению общего и особенного.

В 1919–1923 гг. Янжул Е.Н. привлекалась Наркомпросом как эксперт в области образования за рубежом. Продолжала научную работу, публикуя статьи в журналах «Работник просвещения», «Народный учитель», «Педагогическая мысль» и др., вела педагогическую деятельность в вузах Петрограда. В 20-е гг. перевела и изложила работы У. Килпатрика, К. Уошборна и других американских педагогов и психологов.

Соч.: Влияние грамотности на производительность труда // Экономическая оценка народного образования. – СПб., 1896; Ручной труд в американской школе. – М., 1900; Рукоделие как предмет обучения в общеобразовательной школе. – СПб., 1910; Детские сады в системе Монтессори. – Киев, 1912; Трудовое начало в школах Европы. – М., 1918.

Е.Г. Осовский, Н.И. Еналеева


ЯНЖУЛ Иван Иванович (2 июня [20 мая] 1846 г. – 31 [18] октября 1914 г.) – ученый экономист и статистик, педагог, деятель народного образования. По окончании Благородного пансиона в Рязани обучался в Московском (1862–1869), Лейпцигском, Гейдельбергском, Цюрихском (1872–1873) университетах. С 1874 г. – доцент, с 1876 г. – профессор Московского университета кафедры финансового права (по 1898 г.). Действительный член АН (1895). Член Русского технического общества. Янжул И.И. – заметная фигура общественно-педагогического движения России. Как сторонник «государственного социализма» считал, что для развития культуры и образования необходимо усиление внимания государства. Благосостояние общества и успех промышленности, повышение производительности труда и торговли связывал с развитием образования, в особенности, распространением грамотности, считая, что необходимо подготовить «весь народ к новым условиям машинного производства». Ставил вопрос о всеобщности и общедоступности образования. Под руководством Янжула И.И. были проведены исследования взаимосвязи грамотности, образования, профессиональной подготовки и качества производительности труда, их влияние на отношение к производству (А.И. Чупров, Е.Н. Янжул, Л.Л. Гавришев и др.), вызвавшие широкий резонанс. Они были заслушаны на IX секции II съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1895–1896), вышли отдельной книгой «Экономическая оценка народного образования» (СПб., 1896). Этим были заложены основы новой отрасли педагогического знания – экономики народного образования.

Будучи в 1882–1887 гг. первым фабричным инспектором Московского округа Янжул И.И. вскрыл эксплуатацию детского труда и несовершенство ученичества, способствовал принятию актов фабричного законодательства (12 июня 1884 г.), ограничивших рабочий день детей 12–15 лет 8-ю ч, а также обязавших фабрикантов открывать школы для детей рабочих. Как ученый и публицист занимался вопросами педагогической социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешкольного образования (народных университетов, воскресных школ и др.). За подготовленный университетский курс «Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах» (СПб., 1893) удостоен премии Грейга.

Соч.: О незаконнорожденных. Статистико-юридический очерк. – М., 1870; В поисках лучшего будущего. Социальные этюды. – СПб., 1893; Значение образования для успехов промышленности и торговли // Техническое образование. 1896. № 3; Статистическая оценка добрых и дурных учительских влияний в стенах школы. – Харьков, 1901; Между делом. Очерки по вопросам народного образования, экономической политики и общественной жизни. – СПб., 1904; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. – СПб., 1907; Пьянство как социальный недуг и борьба против него. – СПб., 1908.

Лит.: Дьяконов М.А. И.И. Янжул. – Пг., 1914; Бергман Е. Памяти И.И. Янжула. – Пг., 1914; Неболсин А.Г. Организация курсов для взрослых рабочих. – СПб., 1897.

Е.Г. Осовский, Н.И. Еналеева


ЯНОВСКАЯ Тамара Ивановна – преподаватель химии и биологии ПУ № 28 г. Уварово Тамбовской области. Около 20 лет она обучает и воспитывает учащихся в этом учебном заведении, обеспечивает осознанное овладение учащимися прочными знаниями, развивая у них инициативу, интерес, творчество.

Учебный материал по каждому уроку систематизирован преподавателем в специальных папках. Большое внимание она уделяет работе по углублению знаний по химии и биологии. В целях осуществления профессиональной направленности изучаемых дисциплин она подготовила специальные методические разработки по подготовке рабочих по профессиям сварщик и электромонтер, включающие проблемные ситуации, поисковые творческие беседы, тесты, красочные таблицы, карточки-задания, набор игр и т.д.

Преподаватель широко применяет в учебном процессе опорные конспекты, игры- упражнения, лабораторно-практические работы.

Для закрепления знаний использует кроссворды, головоломки, тематические историко-биографические сведения об ученых, учебный материал из жизни родного края. На уроках звучат стихи, песни о природе, бережном отношении к ее богатствам. Она постоянно разнообразит методы обучения, которые побуждают учащихся к активной, самостоятельной, познавательной деятельности.

Особенно увлеченно проходят внеклассные мероприятия, где учащиеся проявляют активность, инициативу, смекалку. Популярные игры «Поле чудес», «Звездный час», «КВН», «Что? Где? Когда?» стали традиционными в училище.

Творческий поиск, самосовершенствование, приближение изучаемого предмета к будущей профессии учащихся, стремление утвердить в своих учебниках чувство полезности Отечеству – кредо в работе заслуженного учителя профтехобразования РФ, отличника профтехобразования РФ Яновской Т.И.

ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ (от нем. Jahrmarkt – ежегодный рынок) – инструмент политики службы занятости на рынке труда, периодические торги, мероприятия, организуемые местным центром занятости, целью которых является содействие в трудоустройстве через непосредственный контакт с работодателями. Я.в. позволяет максимально приблизить ищущих работу к работодателю, а при необходимости заключить деловой договор, получить направление на работу или обучение. На ярмарках существует возможность получить информацию о наличии вакансий на предприятиях различных форм собственности и вакансий, связанных с трудовой мобильностью (вахтовый метод работы, работа в другом регионе или в сельской местности), а также получить консультацию у юристов и других специалистов центра занятости о правах и обязанностях безработных, определенных Законом о занятости в РФ, по вопросам переобучения. Я.в. бывают: общие, отраслевые, ученических мест и для конкретных слоев населения.

Лит.: Занятость, безработица, служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий / Под ред. Ю.В. Колесникова. – М., 1996.

ЯРМАРКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ – агитационно-рекламное мероприятие, периодически организуемое с целью пропаганды образования взрослых и активизации населения. Представляет собой обширную доходчиво поданную информацию о различных учреждениях образования взрослых, образовательных услугах, имеющихся на определенной территории, и о том, как ими может воспользоваться население для удовлетворения своих потребностей.

В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев


ЯРМАЧЕНКО Николай Дмитриевич родился 6 сентября 1928 г. в с. Черемошня Полесского района Киевской области; известный украинский педагог, доктор педагогических наук (1970), профессор (1970), заслуженный деятель науки и техники Украины (1991), действительный член АПН Украины (1922). Окончил дефектологический факультет Киевского государственного педагогического института им. А.М. Горького (1951). Научно-педагогическую деятельность начал в Киевском государственном педагогическом институте им. А.М. Горького: ассистент (1954–1956), старший преподаватель (1956–1959), заведующий кафедрой дефектологии (1959–1965), заведующий кафедрой сурдопедагогики и логопедии (1965–1970), проректор по учебной работе (1968–1973).

С 1973 г. – директор НИИ педагогики УССР. Был избран членом-корреспондентом АПН СССР (1974), действительным членом этой же академии (1982), членом президиума АПН СССР (1976–1986). В 1992 г. Кабинетом министров Украины был назначен президентом-организатором Академии педагогических наук Украины, а в ноябре 1992 г. избран Президентом АПН Украины. С декабря 1997 г. – советник президента АПН Украины и главный научный сотрудник НИИ педагогики Украины.

Предметом его научных поисков являются вопросы сурдопедагогики (преимущественно в период с 1951 по 1973 г.), теории и истории педагогики (с 1973 г. по настоящее время).

Под руководством Ярмаченко Н.Д. более 30 человек защитило кандидатские и около 20 – докторские диссертации по педагогическим наукам. Свыше 20 лет он руководит специализированным советом института педагогики АПН Украины по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности теория и история педагогики 13.00.01. Его научно-педагогическая школа хорошо известна на Украине и за ее пределами (в России, Белоруссии, Молдавии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане и в других странах СНГ). Известна она и в дальнем зарубежье (Германия, Югославия, Польша, Болгария, Чехия, Словакия и т.д.).

Ярмаченко Н.Д. – автор более 300 научных публикаций, в том числе ряда монографий, учебников и учебных пособий для школ и вузов.

Соч.: Сознательность в обучении глухих учащихся. – Киев, 1963; Воспитание и обучение глухих детей в Украинской СССР. – Киев, 1968; История сурдопедагогики. – Киев, 1975; Проблема компенсации глухоты. – Киев, 1976; Педагогика: Учебник для студентов пединститутов и университетов. – Киев, 1986; Педагогическая деятельность и творческое наследие А.С. Макаренко. – Киев, 1989; Развитие народного образования и педагогической мысли на Украине (X – начало XX в.). Очерки. – Киев, 1991.

ЯРЫГИН Владимир Михайлович родился 16 января 1936 г. в с. Пахотный Угол Бондарского района Тамбовской области; дважды Герой Социалистического Труда.

Окончил ремесленное училище в г. Электросталь (1952), работает в течение 50 лет на Электростальском заводе тяжелого машиностроения (в настоящее время – АО ЭЗТМ) токарем-карусельщиком, выполняя норму выработки более чем на 200%.

Отношение Ярыгина В.М. к работе можно считать эталоном. Его отличают высочайший профессионализм и творческое отношение к делу. У него более 200 рационализатор-ских предложений по созданию и внедрению новой техники и прогрессивной технологии, улучшению качества выпускаемой продукции и снижению трудоемкости при изготовлении деталей подшипниково-жидкостного трения. Прекрасный наставник, подготовил около десяти учеников – последователей своего дела.

С 1968 г. бессменно 20 лет избирался депутатом Электростальского городского совета депутатов трудящихся, а в 1969 г. был избран депутатом Московского областного совета депутатов трудящихся.

С 1976 г. – председатель Всероссийского республиканского совета Общества трезвости и здоровья, также избран членом Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов.

С 1981 г. является членом Московского областного совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.

Ярыгин В.М. является двухкратным победителем конкурсов рабочего мастерства Министерства тяжелого, транспортного машиностроения. Ему присвоено звание «Мастер – Золотые руки». Занесен в городскую книгу почета «Трудовой доблести и народной славы».

За выдающиеся производственные успехи, досрочное выполнение заданий, большой личный вклад в создание и внедрение новой техники и прогрессивной технологии, улучшение качества выпускаемой продукции и проявленный трудовой героизм Ярыгин В.М. имеет правительственные награды: три ордена Ленина и две Золотые медали «Серп и молот».

5 ноября 1989 г. произошло торжественное открытие бюста Ярыгина В.М. в селе Пахотный Угол.

Учеба в ремесленном училище, вечерняя школа, служба в армии, работа на заводе и учеба в техникуме, верность своей первой рабочей профессии – вот основные вехи биографии этого замечательного человека – ветерана труда, ветерана подразделений особого риска Российской Федерации.

В настоящее время Ярыгин В.М. проживает в г. Электросталь.



 

   Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков