Энциклопедия
профессионального образования под ред. С.Я. Батышева
Предисловие
В Энциклопедию
профессионального образования вошли термины по вопросам теории и
истории профессионального образования, теории профессиональной
педагогики и производственной педагогики, методики подготовки и
повышения квалификации рабочих как в профессиональных учебных
заведениях, так и на производстве, подготовки специалистов в средних
специальных и высших учебных заведениях, профориентации и трудовой
подготовки школьников, обучения в учебных заведениях службы
занятости, обучения в школах рабочей молодежи, организации научных
исследований и др.
Энциклопедия
профессионального образования — это настольная книга
преподавателя, мастера (инструктора) производственного обучения,
учителя трудового обучения, руководителей всех типов
профессиональных учебных заведений, служб занятости и отделов
технического обучения предприятий. Она будет полезна и для научных
работников, аспирантов, студентов и широкого круга интеллигенции.
Научно-редакционный совет
выражает признательность Российскому гуманитарному научному фонду и
Росбанку за финансовую поддержку научно-исследовательского проекта
«Энциклопедия профессионального образования».
ISBN 5-85449-100-1
Ассоциация «Профессиональное образование», 1999
Институт общего
образования Минобразования РФ, 1999
Энциклопедия
профессионального образования — это первый в мировой и
отечественной практике научно-методический труд, в котором
представлена систематизированная информация по следующим вопросам:
— профессиональная
ориентация учащихся;
— трудовая и
профессиональная подготовка школьников;
— теория и практика
подготовки рабочих в профессиональных учебных заведениях;
— теория и практика
подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве;
— образование
взрослых;
— обучение в учебных
учреждениях службы занятости;
— подготовка
специалистов в средних специальных учебных заведениях (техникумах);
— подготовка
специалистов в высших учебных заведениях (институтах);
— теория и история
профессионального образования;
— организация
научно-исследовательской работы и подготовка научно-педагогических
кадров
по педагогике
профессионального образования.
В Энциклопедии
раскрывается и опыт новаторов педагогического труда.
Стержнем различных
авторских подходов к содержанию статей, терминов и понятий является
гуманизация науки и практики профессионального образования,
приоритет демократических форм и методов обучения и воспитания над
авторитарными подходами.
В Энциклопедию вошли
термины, обладающие одинаковой значимостью для всех профессиональных
учебных заведений и направлений профессиональной образовательной
деятельности, а также важнейшие понятия в структуре научного знания
и функционирования системы подготовки и повышения квалификации
рабочих и специалистов. Они отражают интегративные тенденции в
разработке современных педагогических технологий, в развитии как
профессиональной, так и производственной педагогики. Содержание
раскрываемых понятий научно обосновано, соответствует современному
развитию системы профессионального образования.
В Энциклопедии
представлены отдельные понятия из других областей знаний
(психологии, физиологии, социологии, экономики, философии и т.д.),
тесно связанных с педагогикой профессионального образования;
включены статьи о выдающихся деятелях науки и профессионального
образования, освещающие их концепции и взгляды на подготовку и
повышение квалификации рабочих и специалистов.
В ней отражен современный
уровень развития педагогической науки и практики в области трудового
и профессионального обучения и развития учащихся и работающей
молодежи, а также в сфере профессионального обучения различных
категорий трудящихся, в том числе безработных, показаны те
общественные тенденции, которые формируются и определяют дальнейшее
развитие профессионального образования в стране. Авторский коллектив
стремился к тому, чтобы содержание статей, толкование терминов и
понятий стимулировало научную мысль и творческий поиск ее
пользователей.
Следует отметить, что
Энциклопедия профессионального образования имеет свои особенности.
Во-первых, это —
ярко ориентированная дидактическая направленность основополагающих
терминов. Энциклопедия профессионального образования рассматривается
как своеобразный учебник, реализующий информационно-познавательную
функцию: кратчайшим путем через нормативное обозначение
употребляющихся в педагогике профессионального образования слов и
сочетаний приобщить пользователей к накопленным знаниям.
Во-вторых, возникновение и
развитие рынка труда и его сложной инфраструктуры связано с
изменением понятийного аппарата, охватывающего некоторые научные,
прикладные и производственные аспекты. В этой связи, в Энциклопедию
включены ненормативные термины, с которыми работники
профессионального образования сталкиваются в своей практической
деятельности.
В-третьих, представленные
в Энциклопедии понятия из смежных областей знаний рассматриваются
лишь с точки зрения педагогического содержания. Но и в этом случае
читатели смогут найти ответы на многие интересующие их проблемы
профессионального образования и воспитания.
Авторский коллектив
стремился освободить текст от идеологических установок и представить
его, по возможности, объективно, без однозначного оценивания, чтобы
читатель мог вычленить главные мысли в толковании тех или иных
терминов, рациональное звено в той или иной позиции и дать
собственную оценку.
В работе по созданию
Энциклопедии приняли участие около 100 ведущих ученых и методистов
страны, работающих в Ассоциации «Профессиональное
образование», Российской государственной академии труда и
занятости, Исследовательском центре проблем непрерывного
профессионального образования РАО, НИИ высшего образования,
Институте профессионально-технического образования, Институте
среднего специального образования РАО, Институте общего среднего
образования, Институте образования взрослых РАО, а также ученые МГУ
им. М.В. Ломоносова, педагогических и технических вузов, ведущие
ученые-методисты образовательных учреждений и предприятий страны.
Авторский коллектив отдает
себе отчет в том, что энциклопедия не может претендовать на
всестороннее раскрытие терминов, тем более, что некоторый
представленный в ней учебно-методический материал несет на себе
отпечаток не сформировавшихся окончательно теоретический положений,
определяющих развитие науки педагогики профессионального образования
и практический опыт. Однако этот материал апробирован. В то же время
следует отметить, что отдельные формулировки могут вызвать
дискуссии, поскольку в них отражен личный опыт, личный взгляд автора
статьи, его позиция на то или иное понятие. Ведь мы имеем дело с
творческим подходом, и монополия на истину в творческом деле не
допустима.
Кроме того, и в самой
профессиональной педагогике ряд понятий имеет многовариантность
определений, не всегда согласующихся друг с другом. Например,
понятия «навыки» и «умения» имеют до 50
определений. Да и научная трактовка тех или иных понятий дается с
разных позиций. Например, в учебных пособиях по педагогике сначала
рассматривается формирование умений, а затем навыков. В энциклопедии
же такой порядок изменен: сначала речь идет о формировании навыков и
лишь потом— умений. Ведь конечная цель обучения —
это формирование умений выполнять какую-либо работу. Кстати, в
литературных источниках отражаются и иные подходы к данной проблеме.
В отдельных случаях
приводятся эквивалентные термины; если понятие состоит из двух слов,
то первым из них располагается ключевое, более общее слово, чаще
всего — существительное, а второе, детализирующее его, —
прилагательное. Например, бригада производственная, бригада
комплексная, бригада специализированная и др. Однако в отдельных
случаях слова располагаются в порядке, соответствующем их
естественному употреблению, например, индивидуальное обучения,
программированное обучение и др.
Следует подчеркнуть, что
некоторые термины, представленные в Энциклопедии, — безымянны.
В этом случае авторство, как правило, принадлежит редакционной
коллегии.
Всего в Энциклопедии около
3.000 терминов, имеющих принципиальное значение для педагогики
профессионального образования, свыше 90% из них ранее в
педагогические энциклопедии и справочники не включались. Все
определения терминов и понятий печатаются полностью, что отличает
Энциклопедию профессионального образования от традиционно принятого
изложения в отечественных энциклопедических словарях. Связи между
терминами и понятиями устанавливаются при помощи ссылок.
Педагогика
профессионального образования — это сравнительно молодая
наука, в ней еще нет устоявщихся, систематизированных в полной мере
знаний, поэтому авторский коллектив отдает себе отчет в том, что
Энциклопедия профессионального образования, являющаяся первым опытом
в мировой и отечественной практике, не может претендовать на
завершенность.
По крайней мере, авторский
коллектив ставил перед собой цель обеспечить:
- раскрытие
междисциплинарных терминов;
- включение понятий из
сопредельных отраслей науки, имеющих свой предмет;
- комплексность
(многообразие связей различных сторон жизнедеятельности человека,
отражение социальных контактов образовательной практики);
- всесторонность (возможно
полный охват проблем, требующих теоретического осмысления, важность
для целостного профессионального развития человека).
Энциклопедия — это
настольная книга педагогов профессиональной школы. Она будет полезна
не только для мастеров производственного обучения профессиональных
учебных заведений; преподавателей начальной, средней специальной и
высшей профессиональной школы, руководителей всех типов
профессиональных учебных заведений, служб занятости и отделов
технического обучения предприятий, но и для учителей труда
общеобразовательных школ, инструкторов производственного обучения
предприятий, учебно-производственных и учебно-курсовых комбинатов,
научных работников, аспирантов, студентов и широкого круга
интеллигенции.