www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

 

Энциклопедия профессионального образования под ред. С.Я. Батышева

Буква Х

 

ХАЛИУЛЛИН Ильгизар Аглиуллович
ХАРАКТЕР
ХАРЬКОВСКИЙ Анатолий Павлович
ХЕЙФЕЦ Павел Соломонович
ХОВОВ Олег Борисович
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК
ХРИПКОВА Антонина Георгиевна
ХРИСТИАНОВИЧ Петр Иванович
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ


ХАЛИУЛЛИН Ильгизар Аглиуллович родился 5 сентября 1943 г. в г. Казани. Трудовую деятельность начал в 1961 г. учащимся ТУ-3 г. Казани. Затем работал на предприятиях Министерства авиационной промышленности рабочим, техником, инженером-конструктором, ведущим инженером-конструктором. В 1970 г. без отрыва от производства закончил Казанский авиационный институт по специальности инженер-механик. Кандидат педагогических наук (1979).

С 1974 г. работал заместителем директора по учебно-производственной работе ТУ-50 г. Казани. В 1979 г. вернулся на работу в НИИ профтехпедагогики АПН СССР, где и работал в должностях младшего, старшего, ведущего научного сотрудника, заведующего лабораторией до 1989 г. С 1989 по 1993 г. – директор Научно-методического центра «НИЯТ» при Ассоциации работников профтехобразования СССР (затем Всероссийская Ассоциация профессионального образования, президент – С.Я. Батышев). В конце 1997 г. был переведен на работу в Республиканский центр по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих при Аппарате Президента Республики Татарстан в должности заместителя директора по учебной и научной работе.

Под его руководством защищено 10 кандидатских диссертаций, выполняют работу 4 соискателя. За многогранную общественно-педагогическую работу присвоено в 1996 г. почетное звание «Заслуженный учитель школы Республики Татарстан».

Исследования Халиуллина И.А. отличаются теоретико-практической направленностью. Концепция и комплект учебно-программной документации, разработанные Халиуллиным И.А. для новых типов учебных заведений «Лицей» под руководством С.Я. Батышева (М., 1992) не имеет аналогов по настоящее время ни в РФ, ни в странах СНГ. Концепция развития и новая модель учебного плана технического лицея на Всесоюзной научно-практической конференции в г. Белгород (1991) признана лучшей.

Научно обоснованные Халиуллиным И.А. теория новой модели учебного плана и профессионально-квалификационной характеристики, методика отбора и структурирования содержания учебного материала профильной, специальной, практической подготовки в учебных заведениях инновационного типа, классификация типов и видов практической подготовки специалистов в профессиональной школе прошли апробацию, являются настольными пособиями для руководителей, завучей, преподавателей и мастеров производственного обучения в профессиональной школе.

Изданные им книги по теории интегративного урока и методические рекомендации по применению проблемных методов обучения на уроках профильных, специальных и практических дисциплин пользуются большим спросом у практиков.

Есть еще одна область научных интересов Халиуллина И.А. – это обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах, как в дошкольных учреждениях, так и в общеобразовательных школах. Впервые в РФ были разработаны комплект учебно-программной, дидактико-методической документации для реализации регионального стандарта преподавания Правил дорожного движения. Результатом этой работы стало снижение общего количества детского дорожно-транспортного травматизма, количества раненых и, что особенно важно, количества дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом.

Результаты исследований отражены более чем в 150 опубликованных работах, в числе которых 46 книг – монографий, учебников, учебных пособий, методических рекомендаций.

Соч.: Подготовка и проведение интегративного урока производственного обучения. – М., 1990; Методика производственного обучения в профессиональной школе. – Казань, 1997; Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах (в курсе ОБЖ). – Казань, 1995.

ХАРАКТЕР – система свойственных человеку устойчивых отношений. Под отношениями в данном случае понимаются типичные для данного человека переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии его с теми или иными сторонами действительности, включая и его самого. Иначе говоря, имеются в виду его отношения (как черты Х.) к людям (доброжелательность, злобность, чуткость и т.п.), к деятельности трудовой, учебной, игровой (добросовестность, пунктуальность, халатность и пр.), к вещам, предметной среде, включая и производственное оборудование, материалы, инструменты (бережливость, аккуратность, неряшливость), к информации и новизне (любознательность, пытливость, дотошность), к самому себе (самолюбие: себялюбие, самоотверженность и т.п.). Отношения как черту Х. не следует путать с межличностными отношениями как формами поведения людей в группе. Система межличностных отношений (как межлюдских взаимодействий) зависит от отношений, переживаемых личностями, вступающими в контакты; и наоборот, от системы, динамики, стиля, формы и содержания межлюдских взаимодействий, сложившихся в той или иной группе (семье, бригаде, учебной группе, противоправном объединении и пр.) зависит и формирование черт характера членов группы. Иногда под Х. понимают не только отношения, но вообще – множество устойчивых индивидуальных особенностей личности.

Черты Х. всегда имеют некоторую эмоциональную «окраску» (см. Эмоции; Чувства). Х. человека формируется и проявляется в поступках (см. Поступок). При этом он неслучайным образом связан с умом человека (см. Ум), определенными убеждениями (см. Убеждения). В свою очередь черты Х. представляют собой некоторую связную систему в том смысле, что не любые черты могут сосуществовать у данного человека (например, если у него воспитана доброжелательность к людям, то это исключает злобность; если сложились такие черты, как эгоизм, себялюбие, то это противодействует формированию чуткости, самоотверженности и т.д.). Поэтому, во-первых, нельзя воспитывать Х. «сам по себе», изолированно от ума, убеждений, ценностных представлений, во-вторых, важно обращать внимание на формирование главных черт Х., которые более или менее «автоматически» повлекут за собой и развитие производных его черт. Скажем, воспитывая у учащегося уважительное отношение к людям труда, участникам производственного процесса, мы тем самым создаем благоприятные условия и для возникновения бережного отношения к продуктам их труда, вещам (например, к заготовкам, в которые вложен труд многих – незримых в данный момент – людей).

Лит.: Бороздина Л.В. Психология характера. Исторический очерк. – М., 1997; Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Характер. – Л., 1957; Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.; Воронеж, 1995; Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991; Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э.А. Фарапоновой. – М., 1988.

Е.А. Климов


ХАРЬКОВСКИЙ Анатолий Павлович родился 12 мая 1938 г. Трудовой путь начал в 1956 г. на Ленинградской ювелирной фабрике (ныне – АО «Русские Самоцветы») ювелиром-монтировщиком; с 1968 г. работает в Художественно-профессиональном лицее мастером производственного обучения высшей категории, имеет VI квалификационный разряд по профессии «ювелир». Окончил Ленинградский индустриально-педагогический техникум (1975). Награжден серебряной и двумя бронзовыми медалями ВДНХ СССР; является отличником профтехобразования РСФСР, СССР, неоднократно награждался грамотами АО «Русские Самоцветы». В 1993 г. ему присвоено звание «Лауреат премии им. А.Г. Неболсина».

За 30 лет работы в Художественно-профессиональном лицее подготовил свыше 600 молодых квалифицированных рабочих; активно работает над созданием новых образцов ювелирных изделий, используя новые технологии и достижения ювелирного производства. В 1992 г. вместе со своими воспитанниками принял участие в разработке и изготовлении двух переходящих кубков им. А.Г. Неболсина.

Отличительной чертой в работе Харьковского А.П. является индивидуальная работа с каждым учащимся, привитие любви к избранной профессии. Его учащиеся являются постоянными участниками и призерами конкурсов профессионального мастерства и художественно-прикладного творчества.

В настоящее время 3 выпускника работают в лицее в качестве мастеров производственного обучения и преподавателями.

ХЕЙФЕЦ Павел Соломонович родился 14 сентября 1931 г. в Ленинграде; педагог, организатор и практик профессионального образования.

В 1966 г. окончил Высшую профсоюзную школу. В 1985 г. Хейфец П.С. стал кандидатом экономических наук. В 1995 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев»; член-корреспондент Российской академии образования (1996), профессор (1996). С 1961 по 1968 г. работал преподавателем в профессионально-техническом училище № 69 Ленинграда, а с 1968 г. – генеральный директор государственного образовательного учебно-производственного объединения «Российский лицей традиционной культуры», заведующий кафедрой инновационных форм Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов начального профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Хейфец П.С. – организатор и руководитель кафедры новых организационных форм ИПК ППСНПО, член двух ученых советов (Института повышения квалификации и С.-Петер-бургской государственной академии культуры), заместитель председателя Совета директоров профессионально-технических училищ С.-Петербурга, организатор и участник международных, российских семинаров, конференций по проблемам профессионального образования.

Принадлежит к школе академика С.Я. Батышева, ученик профессора А.П. Беляевой.

Осуществляет научное руководство аспирантами и соискателями, оппонирует и рецензирует диссертации, участвует в работе Специализированного совета Института профессионально-технического образования РАО. Принимал участие в разработке Закона «Об образовании», программ Министерства общего и профессионального образования РФ по развитию профессиональной школы, федеральных и региональных стандартов профессионального образования, в разработке и осуществлении комплексных программ Российской академии образования.

К числу основных научных достижений Хейфеца П.С. относятся:

разработка концепции непрерывного многоуровневого профессионального образования, интеграция общего, профессионального и культурологического образования;

обоснование, структура профессионального учебного заведения, обеспечивающего различные уровни образования, включающего общеобразовательную школу, начальную профессиональную, среднюю профессиональную школу, продолжение образования в вузе и систему переподготовки и повышения квалификации;

определение теоретического и материально-технического фундамента функционирования профессионального лицея;

разработка механизма, обеспечивающего единство различных видов профессиональной деятельности, взаимодействие педагогической системы с социальными, экономическими, культурными сферами общества;

обоснование педагогических закономерностей и принципов, составляющих теоретический базис концепции новой педагогической системы непрерывного многоуровневого образования.

Хейфец П.С. – автор научной концепции и программы становления и развития учебно-производственного объединения «Российский лицей традиционной культуры» как института социально-культурной деятельности, представляющего новый тип учебного заведения, эффективно интегрирующий общее, профессиональное и культурологическое образование, осуществляющий социальную защиту и адаптацию молодежи.

Хейфец П.С. – заслуженный учитель Российской Федерации, награжден почетным знаком «За гуманизацию С.-Петербургской школы».

Соч.: Комплексное методическое обеспечение подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях. – Л., 1990; Организационно-методические условия создания регионального профессионального училища. – СПб., 1994; Теория и практика развития современной профессиональной школы. – СПб., 1994; Педагогика повышения общекультурного уровня специалистов профессиональной школы. – СПб., 1995; Повышение квалификации как компонент непрерывного образования. – СПб., 1996.

ХОВОВ Олег Борисович родился 30 августа 1941 г. в г. Владимире; педагог-исследователь, кандидат педагогических наук (1994), член правления Ассоциации «Профессиональное образование». Окончил Московский автомеханический институт (1965), Московский институт управления (1988). С 1958 по 1993 г. работал в Объединении ЗИЛ, в том числе с 1973 г. – директором центра по подготовке транспортных кадров, с 1985 г. – заместителем, а с 1988 г.– начальником управления подготовки кадров Объединения 3ИЛ.

В 1988 г. им предложена и реализована система профессиональной подготовки рабочих высокой квалификации – интегрированное обучение на производстве, сущность которого заключается в формировании навыков и умений, необходимых для реализации технологических процессов. Каждое умение рассматривается с позиций дедуктивно-индуктивного подхода, отражающего целостный характер умственно-образной, аффективной и практической деятельности: научно-технических знаний, техники безопасности, конкретной экономики и организации труда. Как научная проблема эта работа отражена в кандидатской диссертации.

К началу 90-х гг. разработан ряд программ и методик профессиональной подготовки рабочих, специалистов и резерва руководителей производства. Инициатор создания одного из первых колледжей в стране на базе объединения СПТУ № 1 и Московского автомеханического техникума. С 1990 по 1994 г. участвовал в программах Международной Организации Труда по развитию модульной системы профессионального обучения «Модули трудовых навыков» в России. Детальное изучение системы позволило ему сделать вывод о ее частичной пригодности для обучения стандартизованной деятельности, и неприемлемости ее распространения как системы развивающего обучения. С 1989 г. принимает участие в профессионально-педагогических исследованиях совместно с академиком С.Я. Батышевым, оказавшим влияние на формирование его научно-педагогических взглядов. Член редакционной коллегии и один из авторов учебника «Профессиональная педагогика» (1997), также является одним из авторов «Энциклопедии профессионального образования» (1998), ведет научно-исследовательскую работу в Исследовательском центре проблем непрерывного профессионального образования РАО и одновременно научно-педагогическую работу в ИПК ПРНО МО. Он рассматривает начальное профессиональное образование как подготовку к дальнейшему непрерывному образованию, которое включает, в качестве основного компонента, способность самостоятельного освоения новых профессий и специальностей. Эта способность базируется на развитии различных форм мышления в процессе формирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности при освоении избранной профессии в рамках профессионально-образовательных программ профессиональной школы, включающих необходимые социальные задачи.

Соч.: Учебно-методическое пособие по обучению испытателей двигателей. –М., 1988. – (В соавт.); Учебно-методическое пособие по обучению водителей-испытателей автомобилей. – М., 1989. – (В соавт.); Содержание работы преподавателя при обучении рабочих на производстве. – М., 1992. – (В соавт.); Теория и методика бригадного обучения. – М., 1996. – (В соавт.); Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997. – (В соавт.).

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ – метод хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной форме затрат и результатов хозяйственной деятельности, экономической самодеятельности, заинтересованности и ответственности предприятий за результаты своей работы, предусматривающий получение наибольших конечных результатов с наименьшими затратами.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РИСК – коммерческая, производственная деятельность в ситуации неопределенности из-за недостатка информации, не гарантирующая в таких условиях достижение положительного результата; неотъемлемый компонент рыночной экономики. Предприниматель в условиях Х.р. должен уметь выбирать из набора альтернативных вариантов, оценивая их с позиций приемлемого оправданного уровня риска. Количественная оценка уровня Х.р. – обязательный элемент технико-экономического обоснования любого проекта, идеи. Дополненная качественными оценками количественная величина Х.р. позволяет дать интегральную оценку последствий реализации конкретного предпринимательского решения.

ХРИПКОВА Антонина Георгиевна родилась 19 февраля 1920 г.; доктор биологических наук (1962), профессор (1963), член-корреспондент АПН РСФСР (1965), член-корреспондент АПН СССР (1968), действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР (1972), в настоящее время – действительный член Российской академии образования.

Окончила Ростовский-на-Дону педагогический институт (факультет естествознания) в 1941 г. С этого года по 1943 г. работала в Оренбургской области в Андреевской средней школе учителем химии, биологии, директором школы. С июня 1943 г. – комсомольский работник (секретарь РК ВЛКСМ, обкома ВЛКСМ), заведующая РОНО. С 1948 г. – аспирантка кафедры физиологии Ростовского пединститута. По окончании аспирантуры до 1968 г. в Ростовском пединституте прошла путь от старшего научного сотрудника, заведующей кафедрой анатомии и физиологии, декана факультета естествознания. С 1968 по 1986 г. – вице-президент Академии педагогических наук СССР; с 1986 г. – главный научный сотрудник, а с 1995 г. – заведующая Центром «Школа и здоровье» в Институте общего среднего образования РАО.

С 1950 г. – участница всех Всесоюзных съездов физиологов СССР; в 1977 г. была участником 27 международного конгресса физиологов (Париж). Избиралась депутатом Верховного Совета СССР.

Научные области: возрастная физиология, содержание и методика преподавания биологии; человек и его здоровье; влияние внутришкольных факторов на здоровье учащихся. Всего Хрипковой А.Г. опубликовано около 350 научных работ.

Хрипкова А.Г. награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Почетной грамотой Минпроса СССР, АПН СССР; медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–45 гг.», орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени.

Соч.: Разговор на трудную тему (заметки о половом воспитании). – М., 1970; Физиология человека: Учебное пособие. – М., 1971; 1976; Физиология животных. – М., 1972; Биология – 9 (Человек и его здоровье): Учебник. – М., 1997; Анатомия, физиология и гигиена человека: Пособие для учителя. – М., 1975; Мир детства: Дошкольник. Младший школьник. Подросток. Юность. – М., 1979–1988. – (Научн. ред.); В семье сын и дочь. – М., 1995. – (В соавт.); Возрастная физиология: Учебник для студентов педвузов. – М., 1978. – (В соавт.); Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие. – М., 1990. – (В соавт.).

ХРИСТИАНОВИЧ Петр Иванович (1851 г.– год смерти неизвестен) – инженер, педагог. Организатор первой в России школы нового типа – «трудовой школы», частного 2-классного железнодорожного учлища в Екатеринославе (Днепропетровск) в 1887 г., просуществовавшего 30 лет. Его программы трудовой подготовки учащихся удостоены Большой золотой медали на Гигиенической выставке в Санкт-Петербурге (1863). Цель школы, по Христиановичу П.И., подготовка учащихся к жизни через систему трудовых практических занятий воспитательного, развивающего характера. Христианович П.И. – последователь Песталлоци и Фребеля, сторонник естественного воспитания. Решающим в подготовке к трудовой жизни, воспитании самодисциплины считал создание трудовой атмосферы школы, развитие интереса к труду, деловых (трудовых) способностей, умения «работать вообще». В структуру деловых способностей включались способность к целеполаганию, целостное и промежуточное планирование, предвидение результатов труда и др. Христианович П.И. выступал противником введения ручного труда как самостоятельного учебного предмета, считая, что этим не решаются вопитательные, развивающие задачи духовного характера.

Предложенный Христиановичем П.И. тип трудовой школы включал, помимо общеобразовательных предметов, такие дисциплины, как садоводство и огородничество, ручной труд для мальчиков (работа из картона, жести, проволоки, металла и дерева) и девочек (рукоделие, кулинария, стирка белья и уход за больными), физиология питания, общие понятия о правительственных и общественных учреждениях).

Некоторыми современниками школа Христиановича П.И. расценивалась как профессионально-трудовая (М.Н. Николаевский).

Соч.: Опыт устройства общеобразовательной школы с целью большей подготовки учащихся к жизни. – М., 1912.

Лит.: Николаевский М.Н. Три типа трудовой школы. – Пг., 1922.

Е.Г. Осовский, Н.И. Еналеева


ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ – система образовательных профессиональных учебных учреждений в дореволюционной России, возникшая по частной и общественной инициативе в первой половине XIX в. в центрах художественных ремесел и имевшая целью поддержание этого ремесла (хохломская роспись, керамическое искусство, художественное чугунное литье, чеканка оружия, гравировка, ювелирное искусство, резьба по дереву, вышивка и плетение, др.). Учебные заведения усложняли педагогические задачи: от распространения художественно-прикладных знаний до формирования общих эстетических знаний и умений. Первые попытки организовать систематическую подготовку кадров по исполнению художественных работ относятся к началу VIII в. При Академии наук в 1725 г. была открыта рисовальная гравировальная палата, типография и различные мастерские, что явилось своеобразным художественным и Х.-п.у.м. В 1757 г. в Петербурге по инициативе М.В. Ломоносова была открыта Академия художеств. Академия практиковала исключительно обучение «чистому» искусству, отведя прикладному второстепенную роль. В начале ХIХ в. в России стали появляться низшие Х.-п.у.з. при промышленных предприятиях, в частности при фабрике братьев Прохоровых в Москве. В 1816 г. в Москве С.Г. Строгановым была создана «Школа рисования в отношении к ремеслам и искусствам». Бывший министр финансов Е.Ф. Канкрин в 1826 г. в Москве организовал рисовальную школу, в 1831 г. открыл воскресный рисовальный класс. С середины 40-х гг. ХIХ в. появляется государственный интерес к Х.-п.у.з. С 1843 г. отделение при Дворцовом архитектурном училище и Строгановская школа перешли в ведение Министерства финансов и стали именоваться соответственно I и II рисовальные школы. В деле организации Х.-п.у.з. большую роль сыграло Общество поощрения художеств (с 1820 г.). Им открыты несколько рисовальных школ. Во второй половине ХIХ в. Х.-п.у.з. становились частью специального образования. Задача их заключалась в подготовке специалистов-художников для промышленного производства. В начале ХХ в. произошло реформирование художественно-промышленного образования на основе «Положения о художественно-промышленном образовании» (1902). Им предусматривались четыре типа Х.-п.у.з.: 1) училища – для подготовки художников-рисовальщиков, художников-мастеров; 2) школы – для подготовки рисовальщиков-руководителей и мастеров-руководителей; 3) художественно-ремесленные мастерские неквалифицированных рабочих для различных отраслей художественного производства; 4) рисовальные классы – для повышения художественной подготовки ремесленников и кустарей. Большой вклад в развитие художественно-промышленного образования внесли ведущие учебные заведения этого профиля – Строгановское и Петербургское центральные училища технического рисования.

Лит.: Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. – Челябинск, 1971.

Н.И. Еналеева


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – существенный аспект системы воспитательной работы, связанный с приобщением к ценностям художественной культуры. Под художественной культурой следует понимать единство и взаимосвязь видов, жанров, форм искусства, всего многообразия технико-технологических приемов их создания. Это художественная литература, музыка, хореография, изобразительное искусство, архитектура, театр, кинематограф, декоративно-прикладное искусство, телевидение. Это, далее, романы, повести, стихи, симфонии, сонаты, оперы, балеты, дворцы, жилые дома, площади, драматические спектакли, куклы, кинофильмы и многое другое. Это индивидуальный, групповой и коллективный творческий труд, обработка природных материалов, авторские сочинения, исполнительство и т.д. Это авторские школы, судьбы мастеров искусства, их непрерывная поисковая деятельность, продюсерство, благотворительность, меценатство.

Именно на таком значительном фоне и следует вести речь о Х.в. нового поколения молодых рабочих. Ее конечная цель – выработать у учащихся адекватное эмоциональное отношение ко всем ценностям художественной культуры. Интерес к ним, выраженный в знаниях и активной деятельности по приобретению этих знаний, непрерывному поиску информации об искусстве, выбору формы, вида, способа художественно-творческой деятельности. Ясно, что достижение этой цели может строиться как на уровне профессионального творчества, так и в рамках любительства. Именно такой любительский прицел и следует выбрать для работы по Х.в. будущих рабочих.

Х.в. несомненно обогащает духовный мир человека, развивает его творческое воображение, фантазию, способствует формированию его художественного вкуса, культуры в целом. И чем раньше, чем полнее, чем импульсивнее будет осуществляться такая работа, тем больший масштаб культурного развития личности будет при этом достигнут.

Совершенно очевидно, что результат Х.в. в полном объеме достигается не сразу и далеко не в полном виде. Возникают художественные приоритеты у учащихся, ориентированные на узнавание тех или иных ценностей, их привлекательность, и идентифицированность, личностный потенциал автора, исполнителей, продюсеров, пропагандистов. Отсюда своеобразный эффект «черного ящика» – варианты входа в него и выхода из него. Для одних учащихся это элементы фольклора, для других – версии молодежной субкультуры, для третьих – классическое искусство в тех или иных его видах и проявлениях.

Важно сделать установку на ряд ценностных ориентаций, связанных с генеральной идеей Х.в. будущих рабочих. Во-первых, это включение ценностей художественной культуры в систему непрерывного профессионального образования с тем, чтобы их выбор, приобщение к ним сопровождали рабочего человека всю его жизнь – как специалиста, личность, гражданина, семьянина. Здесь ему должна быть оказана помощь в осознанном и прочувствованном выборе ценностей мировой, отечественной и национальной художественной культуры. Во-вторых, это интерес к художественным явлениям, связанным с отображением образа рабочего человека и его трудовой деятельности. В-третьих, это интеграция художественных ценностей в учебно-воспитательный процесс как на уровне учебного содержания, так и при организации учебных занятий. В-четвертых, это поливариативность механизмов приобщения к идее Х.в. будущих молодых рабочих на уровне учебной урочной, учебной внеурочной и внеурочной деятельности через участие их в самодеятельном художественном творчестве, в семейных творческих делах, в творческих выставках, конкурсах, экскурсиях.

Х.в. предполагает приобщение юных граждан нашего Отечества ко всему богатству художественных ценностей и традиций, включенному в их жизнь. Это и мировая, отечественная, академическая, джазовая, эстрадная, художественная культура, и многонациональный фольклор во всех его вариантах, и народное декоративно-прикладное искусство. При этом в целостном наборе сочетаются театр и музыка, художественная литература и архитектура, кино и изобразительное искусство, хореография и телевидение. Предпочтение – за молодыми людьми. Но одно несомненно: подлинный эффект Х.в. – за их органическим сочетанием, все более приобретающим интегративный смысл.

Лит.: Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание. – Л., 1989; Толстых В.И., Эренгресс Б.А., Макаров К.А. Эстетическое воспитание: Учебник для ПТУ. – М., 1984; Волович Л.А. Педагогическая культурология: Программа интегративного учебного курса для высших педагогических учебных заведений. – Казань, 1995.

Л.А. Волович



 

   Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков