ЕДЕМСКАЯ
Александра Ивановна родилась в 1936 г., ветеран ПТО России,
ветеран труда; работает в системе профессионально-технического
образования с 1969 г., в том числе в профессиональном лицее «Сервис»
г. Санкт-Петербурга преподавателем кулинарии; ей присвоена высшая
категория преподавателя. Свободно владеет материалом предмета,
методикой проведения уроков; ею широко применяется метод проблемного
изложения материала; обеспечивает достаточный уровень
профессиональной подготовки учащихся; неоднократно проводила
подготовку учащихся к профессиональным международным конкурсам.
В 1990 г. команда
учащихся-поваров под руководством Едемской А.И. заняла в
Чехословакии I место на международном конкурсе кулинарного
мастерства; в 1994 г. в Канаде группа учащихся также заняла I место,
получив золотые медали.
Едемская А.И. неоднократно
проходила стажировки в лучших школах кулинарного искусства в
Германии, Финляндии, Португалии. Постоянно работает над повышением
технологии приготовления блюд. Проводит открытые уроки. Принимает
участие в разработках новых учебных программ по предмету
«Кулинария».
Свой богатый
педагогический и профессиональный опыт передает молодым
преподавателям и учащимся. Пользуется большим уважением в
коллективе.
ЕДИНАЯ
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – термин, обозначающий не
столько уже сложившуюся реалию, сколько идею распространить принцип
единства школы на всю вертикаль образовательных учреждений. Имеется
в виду создание непрерывной образовательной лестницы, растянутой на
весь жизненный путь человека и позволяющей каждому члену общества
систематически повышать свой образовательный уровень, чередуя во
взрослом возрасте периоды работы с периодами организованной учебной
деятельности.
В.Г. Онушкин,
Е.И. Огарев
ЕДИНИЧНОЕ,
ОСОБЕННОЕ И ВСЕОБЩЕЕ – категории материалистической
диалектики, отражающие связь, взаимозависимость и взаимопереходы
явлений объективного мира. Для идеалистов и метафизиков решение
проблемы единичного и всеобщего было всегда камнем преткновения. Они
не видят, не понимают диалектического единства и противоположности
единичного и всеобщего, их связи и взаимозависимости. Одни идеалисты
(субъективные) отрицают всеобщее, превращая единичные явления в
комплексы чувственных восприятий. Другие идеалисты (объективные)
интерпретируют единичные явления как нечто неважное и
несущественное, превращая всеобщее в продукт чистой мысли.
Диалектический материализм
в противовес идеалистической философии прежде всего утверждает, что
понятия единичного, особенного и всеобщего отражают реальные
явления, определенные стороны объективной действительности.
Объективный мир состоит из единичных явлений. Но эти явления
существуют не изолированно, а в связи друг с другом. В силу общих
источников происхождения, благодаря ряду одинаковых черт и
внутренней взаимозависимости те или иные единичные явления
объединены в группы, имеющие различную общность. Эту связь, общность
явлений выражают философские понятия единичного, особенного и
всеобщего. Так, например, отдельные растения и животные
(«единичное») объединены в соответствующие виды
(«особенное») и роды («всеобщее»). Каждое
единичное явление природы, каждый предмет материален, и то общее их
свойство, что они материальны, объединяет все явления в единое
целое. Этим единым целым, «всеобщим», является природа,
материя. В общественной жизни, например, каждая
общественно-экономическая формация развивается по своим особым
объективным экономическим законам, но в то же время все формации
подчиняются и общим для них экономическим законам. Благодаря этим
общим законам все формации связаны между собой, образуют единый
закономерный мировой процесс развития общества.
Таким образом, единичное,
особенное и всеобщее не изолированы друг от друга, а представляют
собой различные стороны единого целого. Без отдельного, единичного
нет и не может быть всеобщего – всеобщее существует лишь
благодаря единичному, через единичное. Но и единичное, отдельное
есть лишь часть общего и немыслимо вне связи с общим, с природой в
целом.
Из этой объективной
диалектики единичного и общего вытекают выводы, имеющие
принципиальное значение. Если общее не существует вне единичного, то
точка зрения идеалистов, отрывающих понятия, в которых выражается
общее, от единичных реальных явлений и обожествляющих понятия как
основу мира, есть мистика. Таковы, например, понятия у Гегеля. Если
отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к
общему, то все попытки прежних и современных субъективных идеалистов
объявить общие понятия, например, понятия материи, пространства,
времени, «пустыми» словами, лишенными объективного
содержания, есть та же мистика. Понимание диалектики единичного,
особенного и всеобщего также важно для логики и теории познания.
«...Всякое действительное, исчерпывающее познание заключается
лишь в том, что мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в
особенность, а из этой последней во всеобщность...» (Энгельс
Ф. Диалектика природы. С. 185). Возводя единичное во всеобщее,
познание раскрывает сущность, законы явлений. Например, положение
«трение порождает теплоту» будет суждением единичности,
так как здесь отмечается единичный факт. Положение «механическое
движение переходит в теплоту» будет суждением особенности,
переходом от единичного к особенному, так как здесь отмечается
особенная форма движения, механическая, переходящая благодаря трению
в другую особенную форму движения – в теплоту. И этот шаг
означает углубление познания мира. И, наконец, положение «любая
форма движения способна и должна превращаться в любую другую форму
движения» будет еще более глубоким суждением, суждением
всеобщности. Следовательно, единичное, особенное и всеобщее являются
формами движения человеческих понятий, в которых отражается
объективный мир, формами углубления познания, исторического
прогресса человеческого познания.
Большое значение имеет
применение диалектики общего, особенного и единичного к практической
деятельности работников профессионального образования.
Лит.: Философский
энциклопедический словарь. – М., 1989.
ЕДИНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО – территория (регион), в
которой государством и общественными организациями обеспечивается
унифицированный(ые) уровень(ни) (стандарт) образования населения.
Обычно государством устанавливается несколько унифицированных
уровней образования:
обязательное школьное
образование;
общедоступное бесплатное
полное среднее образование (в некоторых странах начальное
профессиональное);
бесплатное послешкольное
(среднее и высшее) образование для ограниченного (как правило, по
бюджетным возможностям) контингента желающих получить этот уровень
образования.
Доступность образования
для молодежи, а также уровень образования населения (среднее время
обучения) являются важными социальными показателями демократизма и
развитости страны и ее системы образования. Идентичность требований
образовательных стандартов для всех субъектов единого
образовательного стандарта обеспечивает свободную миграцию
обучающихся в целях продолжения образования и взаимное признание
документов об образовании, что является положительным фактором в
государственном регулировании и рынка образовательных услуг, и рынка
рабочей силы. Сохранение единого образовательного пространства
является одной из приоритетных целей образовательной политики и
деятельности органов управления образованием Российской Федерации.
П.Н. Новиков
ЕДИНЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ – общая линия в
учебно-воспитательной работе, выработанная педагогическим
коллективом; единство требований к учащемуся в семье;
согласованность действий ПУ, дошкольных и внешкольных учреждений,
семьи и общественности в воспитании учащихся.
ЕДИHЫЙ
ТАРИФHО-КВАЛИФИКАЦИОHHЫЙ СПРАВОЧHИК РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ
(ЕТКС) – нормативный документ, содержащий перечень работ,
выполняемых в каждой данной отрасли, и их квалификационные
характеристики, предъявляемые к рабочему требования в знаниях,
производственных навыках, умениях, приемах и т.д.
Справочник предназначен
для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим,
а также для составления программ по подготовке, повышению
квалификации и переподготовки рабочего персонала.
ЕТКС обязателен для
применения на предприятиях и в организациях для всех отраслей
экономики.
Тарифно-квалификационные
характеристики, содержащиеся в справочнике, состоят из трех основных
частей. В первой части приводится характеристика работ, которые
должен выполнять рабочий данной квалификации. Определена степень
самостоятельности рабочих при выполнении работ, наладке и
использовании оборудования, выборе режимов резания, подготовке
технологической оснастки и др. Во второй части указывается, что
должен знать рабочий соответствующей профессии и квалификации об
оборудовании, инструментах, приспособлениях, технологии и
последовательности процессов выполнения работ и других основах своей
профессии. В третьей части характеристики содержатся типичные для
каждого разряда примеры работ, что позволяет более точно относить
каждую работу к соответствующему уровню квалификации (разряду).
Квалификационные
характеристики, приводимые в ЕТКС, содержат описания основных,
наиболее часто встречающихся работ по профессии рабочих. Конкретное
содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте
устанавливаются на предприятиях и в организациях с помощью
технологических карт, рабочих инструкций и других документов.
В разделах «Должен
знать» квалификационных характеристик по всем профессиям
предусматривается необходимость владения знаниями в пределах
выполняемых работ.
Во многих разделах ЕТКС, в
квалификационных характеристиках приводятся примеры работ,
относящихся к конкретному данному разряду. Эти примеры далеко не
исчерпывают всех работ, имеющихся в каждой отрасли. Поэтому в
необходимых случаях в целях обеспечения единства при тарификации
работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим на предприятиях
и в организациях отрасли могут разрабатываться, утверждаться и
применяться дополнительные перечни примеров работ. Порядок
разработки и утверждения дополнительных перечней примеров работ к
квалификационным характеристикам обычно указываются в
соответствующих разделах ЕТКС.
ЕТКС действует в стране с
1968 г. Периодически по заказу HИИ труда перерабатывается
центральным бюро нормативов по труду с привлечением широкого круга
специалистов министерств, ведомств, научно-исследовательских
организаций и предприятий. За последнее время опубликован целый ряд
изданий, содержащих уточнения, изменения и дополнения к дейстующему
ЕТКС.
Ю.А. Якуба
ЕЖОВ
Петр Юрьевич работает мастером производственного обучения
Высшего профессионального училища № 1 им. Г.В. Терновского г. Пензы
с 1970 г.; Мастер высшей категории, Заслуженный мастер
профтехобразования России, Отличник профтехобразования РСФСР,
инженер-технолог с рабочей профессией – токарь 6-го разряда.
Обучая учащихся профессии токаря, уделяет основное внимание качеству
работы, использованию передовых методов труда, применению
современной технологии, производственной самостоятельности,
творческому отношению к труду.
За время работы Петр
Юрьевич подготовил более 400 молодых квалифицированных рабочих.
Многие из них являются передовиками производства, руководителями
цехов, бригад, участков.
Учащиеся в кружке
технического творчества под руководством Ежова П.Ю. изготовили
большое количество различных приспособлений и оправок,
способствующих повышению производительности труда и повышению
качества выпускаемой продукции.
Ученики Ежова П.Ю.
ежегодно занимают призовые места в областном конкурсе
профессионального мастерства и в конкурсах технического творчества.
В 1992 г. Ежов П.Ю.
признан лучшим мастером года области. Он тщательно продумывает объем
и содержание домашних заданий, учит учащихся работе со
справочниками, таблицами, документацией предприятий, разрабатывать
технологические процессы с подробным описанием режимов резания,
применяемых режущих и измерительных инструментов, составлению
эскизов.
В проведении
воспитательной работы он опирается на актив родителей, проводит
индивидуальную работу с учащимися, особенно бережно, по-отцовски,
относится к воспитанникам детских домов.
ЕРМОЛЕНКО
Валентина Андреевна родилась 2 января 1947 г. в Москве, в 1971
г. окончила Московский ордена В.И. Ленина энергетический институт по
специальности «Промышленная электроника», кандидат
технических наук, старший научный сотрудник по специальности
«Методика преподавания технических дисциплин».
С 1974 г. работала в
Московском институте радиотехники, электроники и автоматики. С 1974
по 1987 г. преподавала физику на вечернем и заочном отделениях
МИРЭА.
С 1987 по 1992 г. работала
в должности старшего, а затем – ведущего научного сотрудника в
лаборатории методического обеспечения профессий машиностроения
Всесоюзного научно-методического центра профессионально-технического
обучения молодежи, с 1992 по 1996 г. – заведующей лабораторией
технологии проектирования образовательных стандартов и программ
Института развития профессионального образования (ИРПО) Министерства
образования РФ.
Основные направления ее
деятельности: экспертиза учебных планов профессиональных лицеев и
высших профессиональных училищ, создание нового поколения
учебно-программной документации для профессионального образования, а
также создание эталонного банка госстандартов профессионального
образования, анализ и обобщение материалов региональных
экспериментальных материалов (типовых учебных планов для подготовки
рабочих широкого профиля, перечня профессий и специальностей). Ею
разработана модель учебного плана, новые подходы к формированию
стандартов по профессиям и предметам, примерным учебным планам и
программам, вариативно-модульной учебно-программной документации для
профессионального обучения безработных граждан, незанятого
населения; проект концепции непрерывного профессионального
образования инвалидов; блочно-модульные учебные программы для
профессий и специальностей различных направлений для образовательных
структур органов занятости.
Результаты ее исследований
легли в основу курса лекций, прочитанных ею на факультете повышения
квалификации ИРПО и Московского института повышения квалификации
работников образования и пр.
С 1996 г. Ермоленко В.А.
работает в Исследовательском центре проблем непрерывного
профессионального образования РАО в должности заведующей
лабораторией, разрабатывая проблемы преемственности образовательных
стандартов на различных этапах непрерывного профессионального
образования.
Ею опубликовано 78
печатных работ, из них две монографии (одна в соавторстве).
Материалы ее исследований представлены отдельной главой в учебнике
«Профессиональная педагогика» и в статьях Энциклопедии
профессионального образования.
ЕРШОВ
Александр Степанович (20 июля [1августа] 1818 г. – февраль
1867 г.) – русский ученый-механик, педагог, деятель
технического образования. Закончил Рязанскую гимназию (1835),
физико-математический факультет Московского университета (1839).
Прошел двухгодичную практическую и научную подготовку в технических
учебных заведениях России, Франции, Англии, Германии в области
механики. В 1844 г. сдал магистерский экзамен. В 1843–1853 гг.
преподавал впервые введенную в России практическую механику в 3-й
Московской гимназии, где организовал кабинет моделей машин и
механизмов. С 1844 г. – профессор физико-математического
факультета Московского университета (1844–1859). С 1845 г.
Ершов А.С. связал свою жизнь с Московским ремесленным учебным
заведением (МРУЗ), которое явилось предшественником Московского
технического училища. Ершов А.С. был преподавателем практической
механики и начертательной геометрии (1845–1855), инспектором
классов (1855–1859), директором (1859–1867) училища.
МРУЗ явилось одним из первых технических учебных заведений общего
назначения. Ершов А.С. подготовил проект первого устава МТУ и вел
подготовку его открытия, однако не успел осуществить это при жизни.
Ершов А.С. –
сторонник развития технического и сельскохозяйственного образования
в России, руководитель русской школы техников. Подчеркивая
необходимость изучения зарубежного опыта, отстаивал целесообразность
создания отечественных учебных заведений. Пропагандировал достижения
народных мастеров-механиков – Кулибина, Ползунова, Зворыкина и
др. Ему принадлежит анализ состояния технического образования в
Западной Европе и выявления наиболее перспективных его направлений.
Таковыми Ершов А.С. считал соединение теоретической и практической
подготовки, взаимосвязь реального образования в гимназиях с
техническим образованием. Экспериментально-практический метод
подготовки ученых-механиков был положен в основу МРУЗ. Важную роль
сыграли мастерские МРУЗ, в которых выпускались образцы новой
техники, закладывались основы машиностроительной культуры и новые
методы обучения «механическому искусству». Ершов А.С.
оказал поддержку первым опытам Д.К. Советкина по созданию «русской
системы» производственного обучения.
Ершов А.С. был видным
популяризатором технических знаний, новой техники и технологии. Ему
принадлежит большой вклад в подготовку целой плеяды деятелей науки и
производства, ученых механиков, первых инженеров-педагогов.
Соч.: О воде как
двигателе. – М., 1844; О значении механического искусства и
состоянии его в России. – М., 1859; О высшем техническом
образовании в Западной Европе. – М., 1857; По вопросу о высшем
сельскохозяйственном образовании // Журнал Мин-ва гос. имущества. –
СПб., 1863, Т. XXXII.
Лит.: Любимов Н.А.
Воспоминания об А.С. Ершове. – М., 1869; Прокофьев В.И.
Профессор А.С.Ершов // Труды ин-та истории естествознания и техники.
– М., 1956. Вып.8.
Е.Г. Осовский
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ – метод психолого-педагогического
исследования; эксперимент, включенный незаметно для испытуемого в
его игровую, трудовую или учебную деятельность.
Впервые об опыте
использования Е.э. сделал доклад А.Ф. Лазурский на Первом съезде по
экспериментальной педагогике (1910). В последующие годы интенсивная
разработка этого метода велась под руководством Лазурского, а также
М.Я. Басовым и В.А. Артемовым. Е.э. соединяет положительные черты
метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента
(целенаправленное воздействие на испытуемого). Он доступен и
несложен для проведения. Позволяет избежать отрицательного влияния
эмоционального напряжения и преднамеренных реакций, возникающих в
искусственных лабораторных условиях. Нередко дополняется беседой.
Протоколирование результатов осуществляется лишь по завершении
отдельных этапов исследования. Недостатком этого метода является
трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной
задачи, а также вычленения отдельных элементов в целостной
деятельности испытуемого. Результаты Е.э. обрабатываются путем
качественного анализа полученных данных; точный количественный
анализ к результатам Е.э. практически неприменим. Разновидность Е.э.
– экспериментальное обучение, при котором изучение учащегося
ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью
активного формирования психических особенностей, подлежащих
изучению.