www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

 

Энциклопедия профессионального образования под ред. С.Я. Батышева

Буква Ч

 

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ЧЕБАТЮК Андрей Иванович
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
ЧЕЛЬДИЕВА Вера Максимовна
ЧЕПУРНЫХ Елена Евгеньевна
ЧЕРНИЛЕВСКИЙ Дмитрий Владимирович
ЧЕХОЕВА Валентина Михайловна
ЧЕЧЕЛЬ Ирина Дмитриевна
ЧИКВАИДЗЕ Ламара Михайловна
ЧИСЛЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ
ЧИСТЯКОВ Николай Николаевич
ЧИСТЯКОВА Светлана Николаевна
ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ Российской академии наук
ЧУВСТВА
ЧУМАКОВА Нина Петровна
ЧУПРОВ Александр Иванович


ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА – разновидность методического пособия, раскрывающего содержание, организацию, методику, средства изучения конкретного учебного предмета или производственного обучения по конкретной профессии (группе профессий).

Цель Ч.м. – оказание методической помощи преподавателям, мастерам производственного обучения в выборе (проектировании) наиболее оптимального варианта изучения учебного материала, предусмотренного учебной программой.

Ч.м. фактически представляет сборник методических разработок по темам соответствующей учебной программы. Авторами их являются, как правило, опытные преподаватели и мастера производственного обучения. Поэтому Ч.м. отражает в значительной степени их подходы к организации и методике учебного процесса. Вместе с тем накопленный опыт позволяет выделить некоторые общие подходы к определению структуры и содержания Ч.м. применительно к общетехническим и специальным предметам, а также производственному обучению (см. Частные методики изучения общетехнических и специальных предметов; Частные методики производственного обучения).

Анализ содержания применяемых в педагогической практике Ч.м. и опыта использования их позволяет сформулировать некоторые общие требования к ним:

Ч.м. должны иметь рекомендательный, а не рецептурный характер, не сдерживающий, а стимулирующий творческие поиски педагогов;

особое внимание в Ч.м. должно уделяться раскрытию методики и организации изучения основных, главных разделов тем, проблем, определяющих качество предмета в целом;

авторы Ч.м. при подготовке материалов методических разработок должны руководствоваться не только собственным опытом, но и широко использовать оправдавшие себя стабильные достижения других преподавателей и мастеров производственного обучения в организации и методике учебного процесса;

в методических разработках Ч.м. необходимо раскрывать несколько вариантов организации и методики изучения учебного материала для возможности выбора наиболее примерного в соответствующих условиях обучения с учетом возможностей индивидуализации обучения, дифференцированного подхода к слабоуспевающим и более подготовленным учащимся;

Ч.м. должны подготавливаться с учетом реализации идей оптимизации учебного процесса, избежания перегрузки учащихся и педагогов.

Особое внимание при изучении материала Ч.м. уделяется рекомендациям и советам по развитию навыков мыслительной деятельности учащихся, их самостоятельности, самоконтроля, проблему изучению учебного материала, применению современных ТСО, компьютеров, тренажеров, информационных технологий и др. современных форм и методов обучения.

Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Кравцов Н.М. Организация методической работы в средних профессионально-технических училищах и руководство ею. – М., 1986.

В.А. Скакун


ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ – методические пособия в помощь преподавателям, в которых излагаются содержание, организация, методика и средства изучения учебного материала.

Основу Ч.м.и.о. и с.п. составляют методические разработки применительно к основным темам и разделам учебной программы предмета.

Каждая методическая разработка, как составная часть Ч.м.и.о. и с.п., включает прежде всего характеристику темы, в которой отражаются: место темы в учебном предмете, связь ее с предшествующими и последующими темами; основные образовательные, воспитательные и развивающие цели; объем и уровень усвоения знаний и умений, приобретаемых учащимися в результате изучения темы.

Следующий раздел методической разработки – перспективно-тематическое планирование изучения темы. В нем приводится или полностью разработанный примерный перспективно-тематический план изучения темы, или материалы для составления такого плана пользователем Ч.м.и.о. и с.п.: примерное распределение материала темы на уроки с указанием их образовательных целей, краткая методическая характеристика системы уроков по теме, возможные межпредметные и внутрипредметные связи, рекомендуемый перечень учебно-методического оснащения уроков (наглядные пособия, ТСО, дидактические материалы, документация, оборудование, приборы и т.п.).

Важной чертой методической разработки темы являются рекомендации по изучению учебного материала: организация изучения, наиболее эффективные методические приемы изложения преподавателем нового учебного материала, использование средств наглядности и ТСО, содержание и методика проведения эвристических бесед с учащимися, способы осуществления межпредметных связей и др.

Рекомендации по закреплению, повторению и применению знаний и умений включают вопросы «продуктивного» характера, задания в различных вариантах для проведения упражнений (репродуктивных, творческих, поисковых) и самостоятельных работ учащихся, тематику семинарских занятий и практикумов, образцы карточек-заданий для текущего повторения учебного материала, задания для практических работ учащихся, сценарии деловых игр и семинаров, диспутов, итоговых конференций. Приводятся также необходимые рекомендации по организации и методике закрепления повторения материала темы.

В рекомендациях по контролю и оценке знаний и умений учащихся приводятся основные контрольные вопросы по теме (преимущественно «продуктивного» характера), задания в различных вариантах для проведения тематического зачета, образцы заданий для письменных контрольных работ в нескольких вариантах, образцы контрольных тестов.

В каждом разделе методической разработки даются рекомендации о способах решения воспитательных задач.

Методические разработки по темам включают также примерные задания для домашних работ учащихся: «продуктивные» задачи – количественные и качественные; обобщающие таблицы; различные варианты межпредметных заданий; задания по анализу и самостоятельной разработке технологических процессов и т.п.

Каждая тематическая разработка завершается перечнем литературы: учебников и учебных пособий для учащихся, методических пособий для преподавателей, справочной и дополнительной литературы.

Если при изучении темы учебной программы предусмотрено проведение лабораторно-практических работ, в методической разработке приводится график проведения этих работ, а по каждой лабораторно-практической работе даются примерные задания-инструкции по их проведению, форме отчетов, краткие рекомендации по руководству работой.

В сумме потемные методические разработки составляют целостную Ч.м.

Если предмет, для изучения которого разработана Ч.м., завершается экзаменом, то в конце ее обычно приводится комплект контрольных вопросов для подготовки учащихся к экзаменам.

Лит.: Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1980; Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних профтехучилищах. – М., 1987.

В.А. Скакун


ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ – методические пособия для мастеров производственного обучения, в которых рассматриваются содержание, организация, методика и средства производственного обучения учащихся конкретной профессии (группы профессий) в соответствии с учебными программами.

Основу Ч.м.п.о. составляют методические разработки применительно к основным темам и подтемам, а также разделам учебной программы производственного обучения: обучение в учебных мастерских (лабораториях, полигонах, учебных хозяйствах); производственное обучение на предприятиях; производственная практика учащихся. В общей сумме эти методические разработки составляют Ч.м.п.о. в целом.

Каждая методическая разработка, как составная часть Ч.м.п.о., включает характеристику темы (подтемы, раздела), отражающую место темы в процессе производственного обучения по профессии, связь ее с предшествующими и последующими темами, учебно-воспитательные цели и особенности изучения темы.

В разделе методической разработки о планировании производственного обучения в учебной мастерской (лаборатории, полигоне) применительно к каждой теме (подтеме) содержатся рекомендации по распределению материала на уроки, приводятся примерные графики нефронтального изучения материала темы: график перемещения учащихся по видам работ и рабочим местам; график изучения отдельных тем; примерный график выполнения учащимися учебно-производственных работ бригадокомплекта при бригадной организации производственного обучения и т.п. В этом разделе даются также рекомендации об особенностях подбора наиболее характерных учебно-производственных работ, приводятся основные учебно-технические и технологические требования к ним, даются рекомендации по нормированию работ комплексного характера.

В методических разработках операционных тем приводится примерный перечень работ для выполнения тренировочных упражнений.

В методических разработках даются также необходимые рекомендации по материально-техническому оснащению изучения тем (подтем): указывается рекомендуемое оборудование, специальный инструмент, приспособления, контрольно-измерительные средства, материалы, сырье и т.п.

Важной составной частью методических разработок по теме (подтеме) являются рекомендации об учебно-технической документации. Здесь приводятся примерные образцы (или комплекты) инструкционных карт для изучения операций; образцы инструкционно-технологических и технологических карт на типичные учебно-производственные работы комплексного характера; чертежи на оригинальные приспособления и оснастку; обобщенные технологические требования к качеству характерных для профессии учебно-производственных работ; контрольные тесты качества выполнения операций и типичных учебно-производственных работ (см. Тестирование качества производственного обучения); примерные критерии оценки за изучение темы (см. Учет производственного обучения).

Основу методической разработки по теме (подтеме), изучаемой в учебных мастерских (лабораториях, полигонах), составляют рекомендации по организации и методике проведения занятий. В методических разработках по изучению операционных тем (см. Программа производственного обучения) рекомендации даются в основном поурочные; по изучению тем комплексного характера («Комплексные работы», «Выполнение работ... разряда», «Текущий ремонт...», «Поузловая сборка...» и т.п.) даются в целом по теме с выделением наиболее характерных в организационно-методическом плане ситуаций, уроков.

В поурочных методических рекомендациях отражаются узловые вопросы вводного инструктажа: способы актуализации знаний и опыта учащихся; организация и методика показа основных трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ; организация и способы осуществления контроля усвоения учащимися материала вводного инструктирования. В методических рекомендациях по руководству мастером самостоятельной работой учащихся выделяются типичные тренировочные упражнения по отработке приемов изучаемой операции, даются рекомендации о порядке и организации их выполнения, о специфических вопросах методики руководства самостоятельной работой учащихся, специально рассматриваются вопросы содержания, организации и методики проведения упражнений учащихся с применением тренажеров, особенности текущего, межоперационного и итогового контроля учебно-производственной деятельности учащихся, в частности с применением тестов (см. Упражнения в процессе производственного обучения; Тренировочные упражнения; Текущий инструктаж).

В методические разработки по изучению сложных тем включаются образцы примерных планов уроков, проводимых нетрадиционно: бинарных уроков, проблемных уроков, уроков-соревнований, уроков-конкурсов, уроков с элементами лабораторных исследований, уроков изобретательства и рационализации.

В методических разработках частных методик по проведению производственного обучения на предприятиях, отражаются рекомендуемые формы производственного обучения учащихся, дается характеристика типичных рабочих мест, а также типичных объектов производственных работ, приводятся примерные графики перемещения учащихся по цехам, участкам, рабочим местам, видам работ.

Основу такой частной методики составляет раскрытие рациональной организации и методики руководства производственным обучением учащихся: в составе ученической бригады на учебно-производственном участке; в составе ученической бригады на производственном участке предприятия; в составе бригады квалифицированных рабочих предприятия; при индивидуальном прикреплении учащихся к квалифицированным рабочим предприятия (см. Производственное обучение учебных бригад на учебных участках; Производственное обучение учебных бригад в составе бригад квалифицированных рабочих; Индивидуальное производственное обучение).

В разделе Ч.м.п.о. по проведению производственной практики учащихся приводится примерная программа (или образец) производственной практики, ориентированная на конкретное предприятие (по выбору автора Ч.м.п.о.), а также необходимые рекомендации по организации и методике руководства производственной практикой, включая рекомендации по обучению передовым приемам и способам труда (см. Программа производственной практики; Производственная практика; Обучение учащихся передовым приемам и способам труда).

Лит.: Иваненко В.П. Формирование профессионального мастерства учащихся при обучении в учебных мастерских. – М., 1980; Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992.

В.А. Скакун


ЧЕБАТЮК Андрей Иванович родился в 1925 г.; преподаватель общетехнических и специальных дисциплин в профессиональном лицее № 10 Северной Осетии; отличник профтех- образования (1958), заслуженный учитель рес- публики (1964), занесен в «Книгу почета работников ПТО» (1975); более 30 лет является председателем методической комиссии станочников, грамотно и результативно осуществляя ее руководство.

Чебатюк А.И. обладает способностью включать в работу всех учащихся учебной группы, контролировать их деятельность, осуществляя при этом дифференцированный подход в обучении. Целью обучения он ставит прежде всего развитие мыслительной деятельности учащихся, формирует у них умения и приемы умственной деятельности посредством подбора посильных вариативных задач, задач на сравнение и обобщение, подбора примеров, постановки проблемных вопросов.

Преподаватель проводит экскурсии на производство, организует деятельность учащихся по выпуску технических бюллетеней, проведению конкурсов и выставок технических плакатов, технических конференций.

Им разработаны критерии оценок ежегодно проводимого конкурса на лучшего токаря. Обладая богатым педагогическим опытом, он удачно осуществляет связь спецтехнологии с производственным обучением, общетехническими и общеобразовательными дисциплинами. Творческий подход к использованию ТСО в учебном процессе позволил ему создать фонотеку, способствующую развитию профессионального слуха учащихся-станочников. Учащиеся учатся анализировать звуковую информацию и при работе на станках могут предупредить возможный барк в работе и даже аварию. Его опыт описан академиком С.Я. Батышевым в учебнике «Научная организация учебно-воспитательного процесса» в 1978 г.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ – термин, характеризующий с качественной, содержательной стороны кадровый состав или весь персонал предприятия (фирмы, учреждения, организации), рабочую силу или трудовые ресурсы отрасли, территории, региона, страны в целом. Наряду с традиционными признаками, которые присущи элементам определяемой совокупности – кадрам, персоналу, рабочей силе, трудовым ресурсам, термин «Ч.р.» включает способность к творчеству и потенциальные возможности всестороннего развития работников, общую культуру и нравственную надежность, определенный эффект кооперации и самоорганизации (коллективные формы организации труда и принятия решений, «кружки качества», «дух команды» и т.д.), совершенствование трудовых взаимоотношений, мотивацию, предприимчивость и др. Если строгое содержание терминов «кадры», «персонал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» отражает функциональный, технократический подход к работнику и соответствует концепции «человека экономического», то термин «Ч.р.» является выражением личностного подхода и соответствует концепции «человека социального». По смыслу понятие «Ч.р.» тесно связано и соотносится с такими понятиями как «кадровый потенциал», «трудовой потенциал», «интеллектуальный потенциал», превосходя по объему каждое из них, взятое в отдельности. Управление развитием Ч.р. – одна из важнейших функций управления в социо-технических и социальных системах любого масштаба (от фирмы, учреждения до народного хозяйства в целом). Функция управления развитием Ч.р. реализуется в частности: 1) в программах развития духовной культуры и системы общего образования; 2) в совершенствовании профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; 3) изменении содержания труда, форм его организации и мотивации; 4) рационализации форм и методов подбора, оценки, аттестации и продвижения работников и т.д.

Ю.В. Колесников


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ – термин, берущий свое происхождение от экономической теории, подразделяющей совокупность факторов производства на две основные группы: а) физический капитал – средства производства и другие материальные предпосылки; б) человеческий капитал – люди с их физическими и умственными способностями к труду. Термин обозначает совокупность производительных способностей человека, его знания и мастерство, имеющие экономическую ценность и позволяющие их обладателю получать определенный доход, обычно в виде заработной платы. В иной теоретической системе эта же реалия именуется рабочей силой. Оба термина раскрывают взаимозависимость экономики и образования, зависимость уровня общественного богатства от качества людских ресурсов.

В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР – обобщенное понятие, которым охватывается совокупность всех возможных проявлений деятельностной сущности человека, его социальной, творческой активности и всех возможных последствий человеческой деятельности как на уровне личности, так и на уровне трудовых и любых других коллективов, более широких социальных общностей, включая все человечество (во взаимодействии последнего с природной средой обитания). Понятие «Ч.ф.» соотносится с такими понятиями, как «субъективный фактор», «личностный фактор», «социальный фактор», «человек», но не совпадает с ними, отличается от каждого из них в большей или меньшей степени. В философском, мировоззренческом плане понятие «Ч.ф.» приближается к понятию «сущность человека», поскольку главное в Ч.ф. – проявление активной роли человека, его деятельностной сущности. Важнейшими структурными компонентами Ч.ф. являются: социально-психологические качества (потребности, интересы, мотивы, установки, ценностные ориентации и т.д.); уровень общей культуры; профессионализм и компетентность; нравственная надежность, уровень дисциплины и ответственности индивидов; результаты межличностного и межгруппового взаимодействия и общения, коллективные «образования», состояния (синергетический эффект кооперации труда, морально-психологический климат, «дух команды»; чувство принадлежности, лидерство, неформальные структуры и т.д.). С учетом практических задач и потребностей социального управления, термин «Ч.ф.» используется для обозначения деятельности отдельных людей, малых групп и коллективов как элементов социально-технических систем, их способностей и возможностей, физического и интеллектуального потенциала, планирования развития и использования человеческих ресурсов. Роль Ч.ф. приобретает особое значение в условиях переходного периода, глубоких социально-экономических преобразований и все более широкого (по крайней мере, в перспективе) применения новых и новейших технологий. Проблема повышения роли Ч.ф. многогранна, но одно несомненно: ее ядром является мотивационная основа деятельности людей (см. Мотив; Мотивация; Мотивация труда).

Ю.В. Колесников


ЧЕЛЬДИЕВА Вера Максимовна родилась 24 сентября 1939 г. в г. Орджоникидзе; работает в системе профтехобразования с 1968 г. сначала мастером и старшим мастером производственного обучения, а с 1984 г. – директором СПТУ-17 (ныне – ВПУ № 17) г. Орджоникидзе.

В 1994 г. поступила в аспирантуру Московского государственного заочного института пищевой промышленности и в 1997 г. получила ученую степень кандидата технических наук.

Чельдиева В.М. методически правильно организует ученическое самоуправление и родительское управление училищем. Как преподаватель содержательно проводит занятия, используя современные средства, приемы и методы обучения, дает учащимся прочные и глубокие знания.

Чельдиева В.М. умело сочетает учебно-воспитательную и административную деятельность с большой общественной работой. Являлась депутатом районного Совета народных депутатов (1985–1993).

Награждена значком «Отличник советской торговли» (1984), медалью «Ветеран труда» (1985), Почетной грамотой РСО–Алания (1991). Чельдиева В.М. – ветеран профтехобразования (1989), заслуженный учитель РФ (1991).

ЧЕПУРНЫХ Елена Евгеньевна родилась 30 мая 1955 г. в г. Орджоникидзе; окончила Ставропольский педагогический институт (1975); кандидат педагогических наук (1997). Работала преподавателем истории и обществоведения, заведующей сектором ЦС ВПО им. В.И. Ленина, председателем Союза пионерских организаций – Федерации детских организаций; советником заместителя Председателя Правительства Российской Федерации по проблемам образования и молодежной политики (1996), а с октября 1996 г. – стат-секретарь – заместитель министра общего и профессионального образования РФ.

Чепурных Е.Е. – общественный деятель: избирается в состав V Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (1993), где возглавляет Подкомитет по делам детей и молодежи; участвует в подготовке и разработке 10 федеральных законов, касающихся защиты интересов семьи, детей и молодежи (Семейный кодекс Российской Федерации, Закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений и др.).

Научно-организационная деятельность Чепурных Е.Е. связана с разработкой социально-педагогических функций детских общественных организаций, реализация которых направлена на решение личностных и социально ориентированных ценностей и интересов детей и подростков.

Главная задача научной деятельности заключается в разработке концепции формирования нормативной и методической базы деятельности различных моделей детских сообществ в современных условиях.

В ходе научных исследований уточнены и внедрены авторские методики, реализован алгоритм программирования деятельности детских организаций и объединений, разработаны методы применения законодательства о некоммерческих организациях в России.

На протяжении своей профессиональной деятельности Чепурных Е.Е. придерживается активной гражданской позиции, а также принимает непосредственное участие в реформировании современного общества.

Соч.: Проблемы социально-правовой защиты детей в современном обществе // В альм. «Исцеление». Вып. 2. – М., 1995; Новые ориентации детских организаций в современном обществе // Государство и дети: реальности России. – М., 1995; Дети ради детей // Программа социальной защиты детей в деятельности детских организаций. – М., 1996. – (Рук. авт. колл.); Будем работать вместе! // Программа деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1996. – (В соавт.); Социальная защита детей как функция общественных детских объединений и организаций / В сб.: Развитие личности и формирование индивидуальности: материалы открытых международных Ушинских чтений. – Ярославль, 1996.

ЧЕРНИЛЕВСКИЙ Дмитрий Владимирович родился 5 ноября 1934 г. в с. Гришки Держанянского района Хмельницкой области. В 1964 г. закончил Московский педагогический институт по специальности «Преподаватель общетехнических дисциплин». В 1987 г. защитил кандидатскую, а в 1991 г. – докторскую диссертации. В этом же году ему присвоено ученое звание профессора по кафедре машиностроения и деталей машин. В 1996 г. избран действительным членом (академиком) Академии профессионального образования.

Педагогическую деятельность начал по окончании Люблинского индустриально-педагогического техникума в 1957 г. в качестве мастера производственного обучения железнодорожного училища г. Пологи Запорожской области. С этого времени шло становление и совершенствование профессионально-педагогического уровня на разных должностях: директора Московского машиностроительного техникума, начальника учебного отдела и начальника отраслевой научно-исследовательской лаборатории системы интенсивного обучения в Московском институте инженеров гражданской авиации; заведующего кафедрой в Винницком сельскохозяйственном институте, а с 1994 г. в Московском Государственном заочном институте пищевой промышленности.

Учителя и наставники Чернилевского Д.В. – С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, А.А. Пинский, С.А. Чернавский. Активная социальная позиция по проблемам профессионального образования и концепция системно-деятельностного подхода позволили создать достаточно полный учебно-методический комплекс по дисциплине «Детали машин», что послужило основой для защиты докторской диссертации. Создано 27 учебных книг с грифом соответствующего Министерства «Допущено в качестве учебника (учебного пособия)», вышедших в свет на русском, украинском, латвийском и английском языках.

В развитие концепции системно-деятельностного подхода применительно к заочному (дистанционному) образованию ведется работа по проблеме обеспечения студентов учебно-методическими комплексами по изучению учебных дисциплин. Для решения этой проблемы создана авторская школа, включающая ученых-педагогов, педагогов-практиков, докторантов и аспирантов. Многолетний творческий поиск, практическое обобщение передового опыта, доведение его в виде дидактических средств до широкой студенческой и преподавательской аудитории – его научное и профессиональное кредо.

Соч.: Техническая механика: Учебник. – М., 1982; Детали машин: Учебник. – М., 1982; Детали машин и механизмов: Учебное пособие. – Киев, 1987; Технология обучения в средней специальной школе: Учебное пособие. – Киев, 1990; Технология обучения в высшей школе: Учебное пособие. – М., 1996; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997. – (В соавт.); Детали машин и основы конструирования: Учебное пособие. – М., 1998.

ЧЕХОЕВА Валентина Михайловна родилась 6 сентября 1973 г. в д. Уты Брянской облас-ти; заслуженный мастер профтехобразования Российской Федерации.

Закончила Брянское ГПТУ, затем Воронежский индустриальный техникум, после окончания которого работает мастером производственного обучения СПТУ № 7 г. Владикавказа. Непрерывно совершенствует свое мастерство. Обучая учащихся по специальности маляр и штукатур, освоила плиточные и мозаичные работы; в настоящее время обучает учащихся альфрейным работам.

Человек творческий, обладающий чутьем художника, Чехоева В.М. умело прививает эти качества своим воспитанникам. Доказательство тому – ежегодные призовые места ее учеников в республиканских конкурсах профессионального мастерства.

Опыт ее работы по использованию современных технологий при выполнении отделочных работ изучается ее коллегами. Ею написаны методические разработки по таким сложным темам, как «Отделка помещений лепными украшениями», «Разделка масляных панелей на зеркала, разделка их под мрамор», «Разделка поверхностей набрызгом» и др. Педагогическое кредо Чехоевой В.М. – ответственность мастера производственного обучения за уровень профессионализма каждого из ее воспитанников. На производстве она берет самостоятельные объекты, учащиеся сами определяют фронт работы, этапность их выполнения, стоимость отделочных материалов, ответственность каждого. Учащиеся видят конечный результат своего труда. Это воспитывает в подростках ответственность, самостоятельность, вкус к работе.

ЧЕЧЕЛЬ Ирина Дмитриевна родилась 14 мая 1943 г. в Москве. В 1966 г. закончила Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе по специальности «Системы автоматического управления» и работала в авиационном конструкторском бюро, возглавляемом А. Микояном.

С 1972 г. – на педагогической работе в авиационном техникуме; с 1981 г. работает в системе АПН СССР, где в 1984 г. возглавила лабораторию профессиональной подготовки молодежи; кандидат педагогических наук (1985), доктор педагогических наук (1993), профессор (1994).

Принимала участие в разработке Концепции системы профессионального образования и Концепции трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования; возглавляла подготовку альтернативной системы образовательных учреждений (лицеи, колледжи и т.п.) на базе Ставропольского края и Республики Бурятия. Активная работа в этом направлении позволила Чечель И.Д. стать одним из ведущих специалистов по проектированию инновационных учебных заведений. Ее ученики сегодня возглавляют региональные системы образования, работают в педагогических вузах России и за рубежом.

В настоящее время Чечель И.Д. – проректор по науке и международной деятельности Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Имеет свою научную школу, ведущее направление которой – педагогическое проектирование образовательных систем. Всего ею опубликовано более 120 работ.

Соч.: Всестороннее развитие личности в условиях соединения обучения с производительным трудом. – М., 1990. – (В соавт.); Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений: Учебное пособие. – М., 1995.

ЧИКВАИДЗЕ Ламара Михайловна родилась 31 декабря 1932 г. в г. Тбилиси в династии транспортников. Прадед был одним из первых машинистов Закавказской железной дороги и последующие поколения не изменили традиции, всю жизнь работая в системе железнодорожного и городского пассажирского транспорта СССР и Грузии. Закончила институт инженеров железнодорожного транспорта, работала инженером на ряде предприятий г. Тбилиси; с 1965 г. – младшим научным сотрудником НИИ механики машин АН ГССР в лаборатории известного грузинского ученого И.И. Бакрадзе. Кандидат технических наук (1972), доктор педагогических наук (1994), профессор (1995), академик Академии педагогических и общественных наук (1997). С 1975 г. – заведующая кафедрой общетехнических дисциплин и труда. Имеет опыт производственной и научной работы, что и определило направление ее научных поисков в области содержания подготовки преподавательских кадров для профессионально-технических училищ.

Возглавляемой ею кафедрой поддерживались постоянные научные связи с научными центрами страны: НИИ профтехобразования, НИИ профтехпедагогики. Чикваидзе Л.М. была привлечена к разработке в НМС Минпроса СССР учебных материалов по трудовой и профессиональной подготовке. В ее исследованиях впервые был введен принцип экономической целесообразности, заложены основы предпринимательской деятельности в процессе разработки рабочих заданий по месту работы.

Чикваидзе Л.М. сконцентрировала внимание на разработке следующих проблем.

1. В области машиностроения и деталей машин на базе молекулярно-механической теории трения, усталости и энергетической теории износа разработан модельный метод испытаний при аффинном подобии:

а) разработаны основные параметры модельного режима;

б) для моделирования трения и износа использованы новые теоретические работы в области теории подобия и теории размерности.

2. В области «триботехники» использованы рациональные циклы последовательных исследований материалов при ускоренных модельных испытаниях, создана машина трения для аффинноподобных образцов.

3. В области производства созданы подшипники с газовой смазкой для рольганга прокатного стана.

4. В области профтехобразования: разработаны учебники, учебно-методические пособия для студентов вузов, ПТУ, техникумов; приборы и тренажеры для демонстрации подшипников скольжения; устройство для обучения опиливанию.

В этой области успешно проводят исследования ее аспиранты и соискатели: М. Самадашвили (ПТУ им. Тоидзе), Б. Шелия (Госуниверситет), Е. Вагнер (самолетостроительный завод), Н. Гуджеджиани (Госпединститут) и др.

Всего Чикваидзе Л.М. опубликовано 109 работ, получены Патенты Грузии № 957, 1070, 1091, 1097.

Соч.: Моделирование работоспособности подшипников скольжения / Сб. Тепловая динамика и моделирование внешнего трения. – М., 1975; Реализация дидактических принципов обучения на примере технических дисциплин в педагогическом вузе. – Тб., 1985; Принципы обучения и воспитания. – Тб., 1996.

ЧИСЛЕННОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БРИГАДЫ. Минимальные и максимальные пределы численности производственной бригады зависят от различных производственных факторов. Прежде всего от специфики производства. Ч.п.б. должна быть такой, чтобы обеспечить возможность планомерного получения законченных в технологическом отношении изделий или продукции. Это могут быть комплекты деталей или узлов в механообрабатывающем цехе; элементы отдельных конструкций в сборочном производстве; комплекс различных операций, связанных с обслуживанием сложных агрегатов, установок, конвейеров и т.п.

Проще всего обеспечить получение законченной продукции путем организации комплексных бригад. Поэтому иногда создают бригады-гиганты численностью более ста человек. В этом случае производство организовывают по принципу бригада–участок или бригада–цех. Но практика свидетельствует, что такие большие бригады не являются первичной производственной, экономической и социальной ячейкой. В подобных случаях речь должна идти уже не о бригадной, а об участковой или цеховой коллективной форме организации труда.

В слишком больших бригадах рабочие не могут уловить и оценить свое непосредственное участие и влияние на конечные результаты работы. В них ослабевают и порой совсем утрачиваются личные связи между членами бригады. В результате снижается эффективность коллективного труда.

Другой крайностью является создание бригад-малюток численностью меньше пяти человек. В таких коллективах трудно организовать изготовление законченной продукции с рациональным разделением и кооперацией труда, широким совмещением профессий, привлекать рабочих к участию в управлении производством. Такие малочисленные коллективы не позволяют с наибольшей полнотой использовать социально-экономические преимущества бригадной формы организации труда.

Социологи установили, что оптимальный верхний предел Ч.п.б. составляет 25–35 человек, а низший – 10–15.

Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.

ЧИСТЯКОВ Николай Николаевич (5 июля 1906 г. – 7 апреля 1998 г.) родился в г. Старый Оскол Белгородской области. В 1929 г. окончил Второй московский государственный университет, три года учительствовал в Тамбовском педагогическом техникуме. В 1932 г. поступил в аспирантуру, в 1935 г. был направлен на преподавательскую работу в Волгоградский педагогический институт. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, профессором утвержден в 1967 г.

В годы Великой Отечественной войны был заведующим Вологодским и Кемеровским ОблОНО. За успешный вывоз детей из Ленинграда и устройство их в детдома в 1945 г. награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а в 1997 г. – юбилейной медалью «Маршал Советского Союза Жуков».

После войны – ректор Новокузнецкого и Кемеровского педагогических институтов, с 1974 г. – заведующий кафедрой Кемеровского университета.

В 60-е гг. в Кузбассе широкий размах получил производительный труд школьников на строительстве учебных зданий. Кузбасс стал родиной юных строителей, как и Ставрополье – ученических производственных бригад, или Рязань – опытно-учебных хозяйств при сельских школах.

Совместно со специалистами ГЛАВКУЗБАССТРОЯ ученым было разработано Положение о школьных строительных полигонах, в котором наряду с производственными навыками предусматривалось формирование нравственной готовности к выбору учащимися строительных специальности, формирование профессионально важных качеств.

Анализ учебно-воспитательной деятельности, подготовка школьников к самостоятельной жизни в бригадах «ЮНСТРОЯ» отражены в его работе «Производительный труд школьников Кузбасса на строительстве учебных помещений» (Кемерово, 1969).

Руководствуясь системным походом и принципом интеграции, руководимая им кафедра совместно с Советом ректоров вузов Кузбасса разработала региональную систему профориентации, объединившую все вузы области для участия в работе со школьниками по профориентации. В региональную систему вошли не только вузы, но и промышленные предприятия, учреждения образования.

Опыт профориентации школьной и вузовской молодежи Кемеровского университета дважды экспонировался на ВДНХ СССР; ученый дважды был награжден бронзовой медалью за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР и вторым орденом Трудового Красного Знамени, медалями им. К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской.

Чистяковым Н.Н. подготовлено 23 аспиранта к защите кандидатских диссертаций по проблемам профессиональной ориентации. Среди выдающихся учеников Н.Я. Контарович (профессор, декан факультета Новокузнецкого пединститута), Н.Э. Касаткина (доктор педагогических наук, заведующая кафедрой общей и вузовской подготовки Кемеровского университета), Т.М. Чурекова (проректор КЕМГУ), С.Ю. Носков (директор Кемеровского Русско-Американского технического колледжа).

Всего ученым опубликовано 60 работ.

Соч.: Учителю труда о профессиональной ориентации учащихся. – М., 1982. – (В соавт.); Профессиональная ориентация молодежи: Учебное пособие. – Кемерово, 1988; Профессиональная ориентация в высшей школе: Методические рекомендации. – Кемерово, 1984.

ЧИСТЯКОВА Светлана Николаевна родилась 2 апреля 1939 г. в семье педагогов. В 1962 г. окончила Новокузнецкий педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы; с 1962 по 1965 г. работала учителем, в 1965–1966 гг. – старшей пионервожатой в школе, а в 1966–1967 гг. – методистом кабинета воспитательной работы областного ИУУ г. Кемерово. Кандидат педагогических наук (1970), доктор педагогических наук (1986); с 1977 по 1983 г. – доцент кафедры начального обучения, а затем кафедры педагогики и психологии высшей школы педагогического института им. В.И. Ленина, с 1983 по 1994 г. заведовала лабораторией профориентации школьников НИИ ТОиПО СССР; с 1995 г. руководит центром социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО.

Своими учителями-наставниками считает А.А. Запорожца, Э.И. Моносзона, Н.Н. Чистякова, Т.В. Воликову, В.А. Полякова, Л.В. Ботякову, В.А. Сластенина, Л.И. Новикову, обративших внимание будущего ученого на личность школьника, важность понимания его индивидуального своеобразия, чему она и следовала в своей работе по профессиональному самоопределению школьников.

Всего Чистяковой С.Н. опубликовано более 100 работ, из них 18 – за рубежом. Основная тема публикаций – профессиональное самоопределение молодежи.

Чистяковой С.Н. разработана концепция системы профессиональной ориентации учащейся молодежи; осуществлено научное руководство ВНИКом при НИИ ИПСМ РАО по разработке концепции жизненного и профессионального самоопределения молодежи и создания учебно-методического комплекта «Твоя профессиональная карьера». Неотъемлемой частью комплекта являются профессиональные пробы школьников, которые широко используются в учебном курсе «Образовательная область «Технология».

Ведущая идея концепции: профессиональное самоопределение – процесс отношения личности к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. Это позволяет лучше готовиться к профессиональной карьере, презентации своей кандидатуры на рынке труда, к возможной перемене профессии в условиях рыночной экономики. Завершение профессионального образования, означающего получение профессии, не приводит к прекращению профессиональной ориентации, а лишь изменяет ее роль во взаимодействии человека с обществом. Эта концепция находит широкую поддержку среди ученых и практиков.

В последнее время под руководством Чистяковой С.Н. реализуется Международный проект «Город – как школа». Учет национальных и социальных особенностей страны, включение подростков в практическую деятельность в различных сферах социокультурного пространства города расширяет их возможности узнавания и новых профессий, и новых профессионалов (нового типа), что действительно обеспечивает обучение на практике.

Основная экспериментальная площадка реализации Проекта «Город – как школа» – МУПК «Хамовники» ЦО г. Москвы и Учебно-производственный центр «Школьник» г. Кемерово, опыт которых широко представлен на международных симпозиумах (США, Франция, Финляндия, Германия, Португалия, Испания).

Под руководством Чистяковой С.Н. защищено 6 докторских и 28 кандидатских диссертаций.

Чистякова С.Н. награждена значком «Отличник народного просвещения» и серебряной медалью ВДНХ СССР.

Соч.: Основы профессиональной ориентации школьников: Учебное пособие для учащихся педучилищ. – М., 1983; Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. – М., 1987. – (В соавт.); Теория и практика профессиональной ориентации школьников: Программа спецкурса для студентов пединститута для специальности № 2008. – М., 1985; Теоретические проблемы профориентации учащихся / Сб. Методологические и теоретические вопросы трудовой подготовки учащихся. – М., 1985; Профессиональная ориентация школьников / В кн. Трудовая подготовка школьников в СССР и СФРЮ. – М.; Белград, 1985; Программа курса «Основы производства. Выбор профессии» // Школа и производство. 1986. № 7; Задачи курса «Основы производства. Выбор профессии» // Школа и производство. 1986. № 8. – (В соавт.).

ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ Российской академии наук или одной из отраслевых академий наук, имеющих государственный статус – академическое звание. Ч.-к. – ученые, обогатившие науку выдающимися научными трудами. Ч.-к. избираются на конкурсной основе общим собранием соответствующей академии на вакантные места. Название «Ч.-к.» сложилось исторически, столетия тому назад, когда действительными членами Академии наук могли быть только лица, проживающие по месту ее расположения, а остальные члены Академии, проживающие в других городах и местностях, писали в Академию научные письма и отчеты.

ЧУВСТВА – явления, с одной стороны, той же природы, что и эмоции (см. Эмоции), теоретически отличаемые от них по признакам устойчивости, длительности, формы выражения и типичности именно для данного человека. Если об эмоциях (включая и аффекты) говорят в связи с ситуативными переживаниями, то о Ч. – в тех случаях, когда речь идет о переживаниях, свойственных человеку относительно независимо от частных ситуаций. Например, Ч. патриотизма может быть свойственно человеку в разных обстоятельствах и на протяжении всей его жизни, хотя внешне (в мимике, в сосудистых реакциях – «побледнение», «покраснение» лица и пр.) оно проявляется и не часто, и не столь явно. С другой стороны, Ч. – это по сути дела эмоциональные отношения человека. И на практике они часто едва ли отличимы от черт характера, хотя в теории принято рассуждать о характере и чувствах как об отдельностях (см. Характер). Различение Ч. (как стойких отношений) и характера (как системы отношений) приходится теоретически принимать во внимание, когда классифицируют соответственно черты характера или виды Ч. Черты характера группируют в основном по объекту отношения (отношения к людям, к труду и т.д.), а виды Ч. скорее по тому, какую сторону личности и деятельности они затрагивают (моральные, интеллектуальные Ч.). Но в том и другом случаях группировки являются не строгими (см. Эстетические чувства). Иногда теоретически выделяют и различают так называемые «высшие чувства», но это различение едва ли корректно, так как понятие «высокого» и «низкого» очень субъективно и сильно зависит от социальных предрассудков людей (кому-то эстетические или интеллектуальные Ч. могут казаться высшими, а кому-то – свойственными бездельникам и болтунам, то есть низшими).

Лит.: см. Эмоции.

Е.А. Климов


ЧУМАКОВА Нина Петровна родилась в 1938 г.; с 1963 г. после окончания педагогического института прошла путь от методиста учебно-методического центра ПТО до директора профессионального лицея № 10 г. Костромы, который является базовым учебным учреждением по внедрению акмеологических технологий профориентации и профотбора.

Чумакову Н.П. отличают высокая деловитость, большое трудолюбие, постоянный поиск наиболее эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса, систематическое изучение и внедрение в практику опыта работы лучших коллективов учебных заведений профтехобразования.

Педагогический коллектив лицея тесно сотрудничает с университетами г. Костромы, Академией государственных служащих при Президенте РФ. Здесь разработана и эффективно применяется система психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Коллектив инженерно-педагогических работников лицея прошел курсовую переподготовку по использованию новейших педагогических технологий на уроках и во внеклассной работе и добивается высоких показателей в учебно-воспитательной работе, обучение учащихся проводится на выпуске сложной продукции и оказании образовательных услуг населению.

За успешный и творческий труд Чумакова Н.П. награждена значком «Отличник профтехобразования» (1975), орденом Трудового Красного Знамени (1989), Почетной грамотой Главы администрации Костромской области (1997); в 1982 г. ей присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».

ЧУПРОВ Александр Иванович (6 [18] февраля 1842 г. – 24 февраля [8 марта] 1908 г.) – экономист, статистик, деятель общественно-педагогического движения России. Профессор (1878). Член-корреспондент Петербургской АН (1887). В 1866 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1889–1899 гг. – профессор кафедры политэкономии и статистики. Сыграл важную роль в формировании отечественной концепции профессионально-технического образования. Провел исследования по экономической эффективности профессионального обучения и грамотности и их влиянии на производительность труда. Организатор Московского общества распространения технических знаний (1869). Активный участник съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Деятель земского движения, сторонник развития земских профессиональных школ.

Соч.: Экономическая оценка народного образования. – СПб., 1896. – (В соавт.).

Лит.: История русской экономической мысли. – М., 1959.

Е.Г. Осовский



 

   Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков