Сайт академика РАО Новикова А.М. |
А.М. Новиков, академик РАО
СТРУКТУРА СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Все «реформы», «модернизации», как образования вообще,
так и профессионального образования в частности, проводимые чиновниками, носят,
как правило, спорадический и в значительной мере бессистемный характер. В
настоящей работе рассматривается возможность построения системной теории
развития профессионального образования на классификационной основе.
Исходным является постулат: в новой постиндустриальной
эпохе [1], в которую перешло человечество, в новых условиях
жизни России, ориентированной на построение гуманистического демократического
общества с рыночной экономикой, профессиональное образование должно быть
адекватно соответствующим этому новому обществу. Причем, профессиональная образованность в постиндустриальном обществе – это способность
человека осуществлять профессиональную деятельность (общаться, учиться,
анализировать, проектировать, выбирать и творить) на основе (основания
выделения – соответственно: освоение прошлого, возможность осуществления
эффективной профессиональной деятельности «в настоящем» и возможность развития):
- глубоких фундаментальных знаний;
- высоких профессиональных компетенций;
- высоких базисных компетенций.
Этот постулат развивается в
формулировании четырех основных идей
(направлений), соответствующих основным целям образования, связанных с
удовлетворением потребностей четырех субъектов – его «потребителей»: личности,
общества, производства и самой образовательной сферы: гуманизации,
демократизации, опережающего образования, непрерывного образования. Напомним
при этом, что идея (в смысле общественно-историческая идея) понимается как
высшая форма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на
его преобразование.
В свою очередь каждая идея
развивается, конкретизируется в совокупность принципов развития профессионального образования. Причем, эти
совокупности выделены в каждом случае по вполне определенным основаниям
классификации. В свою очередь, каждому принципу соответствует совокупность условий его реализации, также
построенных по определенной классификации с вполне конкретным основанием [1].
Таким образом, исходя из того, что профессиональное
образование (ПО) направлено на удовлетворение потребностей четырех субъектов/объектов (заказчиков и
потребителей образовательных услуг): личность; общество, государство;
производство; система ПО, основными идеями,
направлениями развития системы ПО будут
соответственно являться:
1. Гуманизация
профессионального образования (направленность на личность);
2. Демократизация
профессионального образования (направленность на общество, государство);
3. Опережающее
профессиональное образование (направленность на производство);
4. Непрерывное
профессиональное образование (направленность на систему ПО).
Развитие по каждому из четырех направлений должно
осуществляться в соответствии с перечисляемыми ниже принципами, для реализации
которых необходимо выполнение соответствующих условий. Иерархия направлений,
принципов и условий обусловливает структуру изложения системной теории развития
профессионального образования.
1. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Гуманизация
(субъектно-личностная направленность) профессионального образования
рассматривается как его переориентация на личностную направленность, как
процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее
социальной и экономической устойчивости и социальной защиты в
постиндустриальном обществе в условиях рыночных отношений. Соответственно трем
компонентам образованности личности (фундаментальные знания, профессиональные
компетенции, базисные компетенции – см. выше),
выделяются три принципа гуманизации
образования:
1.1. Принцип фундаментализации ПО;
1.2. Принцип деятельностной направленности ПО;
1.3. Принцип развития базисных компетенций.
Приведем содержание этих
принципов и детализируем условия их реализации.
1.1. Фундаментализация
профессионального образования
– углубление
теоретической общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки
обучающихся.
Условия реализации принципа фундаментализации профессионального
образования
(основание классификаций условий – содержание образования: в аспекте содержания
– виды, направленность подготовки – общеобразовательная (1.1.1-3), специальная
(1.1.4-5), научно-исследовательская (1.1.5-6)):
1.1.1. Усиление
общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах.
1.1.2. «Университетизация»
высшей школы, «колледжизация» начальной и средней профессиональной школы.
1.1.3. Дальнейшее развитие
послевузовского образования в высшей школе.
1.1.4. Переход
профессиональной школы на подготовку специалистов широкого профиля.
1.1.5. Развитие
научно-образовательных и производственно-образовательных комплексов.
1.1.6. Усиление научного
потенциала профессиональных учебных заведений. Развитие связей с академической
наукой.
1.2. Деятельностная направленность – переход от
«знаниевой» парадигмы к деятельностной (компетентностной).
Условия реализации
принципа деятельностной направленности образования
(основания выделения условий –
компоненты технологии деятельности: содержание и форма, методы и средства):
1.2.1. Реализация
компетентностного подхода в государственных профессиональных и образовательных
стандартах, в формах организации образовательного процесса, в его методах и
средствах.
1.2.2. Модульное построение
содержания профессионального образования (в разумном сочетании с
предметно-дисциплинарным), внедрение системы зачетных единиц и других
инноваций, вызванных Болонским процессом.
1.2.3. Усиление роли
самостоятельной образовательной деятельности студентов. Развитие свобод выбора обучающимися профессиональных образовательных траекторий.
1.2.4. Соединение
формирования теоретических знаний учащихся и студентов с их практическими
профессиональными потребностями, ценностными ориентациями.
1.3. Развитие
базисных компетенций – овладение обучающимися компетенциями, общими для
осуществления любых видов профессиональной деятельности.
Условия
реализации принципа развития базисных компетенций (основания
выделения условий – классификация результативной человеческой деятельности по
направленности: труд, учение):
1.3.1. Обучение
базисным компетенциям: работе на компьютерах, знанию иностранных языков, пользованию
базами и банками данных, знанию экологии, экономики и бизнеса, финансовым
знаниям, коммерческой смекалке, умению трансфера технологий, навыкам маркетинга
и сбыта, правовым знаниям, знаниям патентно-лицензионной сферы, умению защиты
интеллектуальной собственности, знанию нормативных условий функционирования
предприятий различных форм собственности, умению презентации технологий и
продукции.
1.3.2. Развитие обучаемости (учебных
компетенций). Методологическая подготовка обучающихся – развитие умений самоорганизации
учебной и профессиональной деятельности, поиска релевантной информации,
освоения новых технологий деятельности. Формирование компетенций на уровне
тактики и стратегии интегративной деятельности. Развитие надситуативной и
творческой активности личности.
2. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Демократизация образования рассматривается как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учащегося, студента и преподавателя, для каждого учебного заведения наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства. Основаниями выделения соответствующих принципов являются личность и взаимодействующие с ней три (в соответствии с законом РФ «Об образовании») основные элемента системы образования:
- образовательные программы;
- образовательные организации (учреждения), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;
- органы управления образованием со своей инфраструктурой, включающей подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления [3].
Перечисленным четырем
субъектам/объектам соответствуют четыре
принципа демократизации образования:
2.1. Принцип равных возможностей;
2.2. Принцип многообразия профессиональных
образовательных программ;
2.3. Принцип многообразия профессиональных
образовательных систем;
2.4. Принцип общественно-государственного
управления профессиональным образованием.
Приведем содержание этих
принципов и детализируем условия их реализации.
2.1. Принцип «равных возможностей»
– обеспечение доступности профессионального образования для всех категорий
молодежи и взрослого населения.
Условия реализации принципа равных возможностей
(основания выделения условий –
виды доступности образования). Под
доступностью образования понимается
возможность гражданина получить желательное для него качественное образование,
причем доступность подразумевает и равенство образовательных возможностей.
Доступность образования характеризует возможности поступления в соответствующие
учебные заведения и успешного завершения обучения. Выделяют несколько видов
доступности:
– экономическая (финансовая) доступность;
– транспортная (географическая) доступность;
– содержательная доступность;
– социальная и информационная доступность.
Основаниями выделения видов
доступности являются отношения человека, стремящегося получить образование, с
экономикой (экономическая, финансовая доступность), «природой»
(территориальная, транспортная доступность), обществом/государством (социальная
и информационная доступность), самой системой образования (содержательная
доступность).
2.1.1. Условие
экономической (финансовой) доступности
профессионального образования. Посильность платы за обучение. Региональная
дифференциация экономических условий обучения. Обеспечение достаточного (в
сравнении с прожиточным минимумом) уровня стипендий.
Развитие
системы образовательных кредитов.
2.1.2. Условие
транспортной (географической) доступности
профессионального образования. Обеспечение транспортной доступности.
Смещение акцента на региональные и территориальные образовательные сети.
Безусловное обеспечение транспортной доступности профессионального образования
начальных уровней. Развитие высокотехнологичных форм профессионального
образования: открытого, дистанционного образования, экстерната и т.д.
2.1.3. Условие
содержательной доступности профессионального образования означает как согласованность образовательных программ
(возможность освоить новое содержание – посильность
образовательных стандартов), так и в более широко смысле – обеспеченность
всех факторов (материально-технических, методических и др.), влияющих на
качество образования. Переход к
индивидуализированному образованию.
2.1.4. Условие
социальной доступности профессионального образования включает как социально обусловленные потребности и
традиции получения образования, так и отношение общества и государства к
обеспечению образовательных возможностей для лиц с ограниченными возможностями,
отношение работодателей к получению сотрудниками дополнительного
профессионального образования и повышению квалификации и т.д. Информационная
доступность означает, во-первых, осведомленность личности об образовательных
учреждениях и реализуемых в них образовательных программах, во-вторых – наличие
инфраструктуры (подключений к глобальным информационным сетям и т.д.),
компенсирующей транспортную дискриминацию и позволяющей получать образование
дистанционно, независимо от места проживания.
Совершенствование системы ЕГЭ.
Усиление роли государства в регулировании образовательных возможностей,
предоставляемых каждому человеку. Образовательные кредиты. Развитие элитарного
образования. Социальная защита нуждающихся. Обучение
инвалидов, обучение мигрантов и их детей. Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и
талантливой молодежи. Увеличение доли
иностранных студентов, обучающихся в России. Развитие
системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в
том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к
трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке
труда.
2.2. Принцип многообразия профессиональных
образовательных программ – наиболее
полное удовлетворение профессиональных образовательных потребностей личности,
общества и производства.
Условия реализации принципа многообразия профессиональных образовательных
программ (основания выделения условий
– «вертикальная» и «горизонтальная» декомпозиция профессиональных
образовательных программ):
2.2.1. Условие иерархической диверсификации профессиональных
образовательных программ – построение иерархии
диверсифицированных (по уровням и масштабу - федеральные, региональные и т.д.)
профессиональных образовательных программ. Рациональная пропорция федеральных, региональных и
др. компонентов в образовательных стандартах.
2.2.2. Условие
дифференциации профессиональных образовательных программ – переход от конкуренции образовательных учреждений к
конкуренции образовательных программ: образовательные стандарты должны
допускать вариативность образовательных программ. Индивидуализация образовательных программ, акцент на самостоятельную
работу обучающихся. Создание Федеральных и исследовательских университетов.
Участие работодателей в формировании профессиональных образовательных
стандартов. Поддержка внутрипроизводственного
обучения, корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных
кадров. Формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая
переподготовку при завершении военной службы.
2.3. Принцип многообразия профессиональных
образовательных систем – наличие условий
(средств) для наиболее полного удовлетворения профессиональных образовательных
потребностей личности, общества и производства.
Условия реализации принципа многообразия профессиональных образовательных
систем (основания
выделения условий – уровни административной организации: страна в целом,
регион-муниципалитет-территория):
2.3.1. Условие
демократизации профессиональных образовательных систем – обеспечение многообразия типов и многоукладности
образовательных учреждений. Обеспечение их самостоятельности, равноправия, автономности. Разграничение
полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов в финансировании и
обеспечении реализации профессиональных образовательных программ от начального до высшего профессионального образования.
2.3.2. Условие
регионализации профессиональных образовательных систем. Построение иерархии образовательных
учреждений: федеральные, региональные и т.д. Федеральные университеты и т.п. Переход образовательных учреждений от отраслевой к региональной ориентации. Осуществление
разграничения образовательных программ по
федеральному/региональному/муниципальному уровням. Развитие
профессиональных образовательных комплексов и территориальных профессиональных
образовательных округов.
Введение
национально-региональных компонентов содержания образования. Расширение
культурообразующих функций образовательных учреждений в своих регионах.
Вхождение образовательных учреждений в региональное образовательное
пространство. Разработка и реализация долгосрочных региональных программ развития
профессионального образования.
2.4. Принцип общественно-государственного
управления профессиональным образованием
– участие личности, общества и производства в управлении системами
профессионального образования и оценке его качества.
Условия реализации принципа общественно-государственного управления
профессиональным образованием (основания выделения
условий: заказчики/потребители
образовательных услуг: личность, общество, производство и сама система
профессионального образования, а также государство как институт управления
системой образования):
2.4.1. Условие
партисипативного управления. Привлечение
потребителей образовательных услуг, в первую очередь – обучающихся и
абитуриентов, к формированию образовательных стандартов, организации
профессиональных образовательных программ, к оценке качества профессионального
образования. Создание системы общественных рейтингов образовательных
учреждений, программ непрерывного профессионального образования. Усиление
лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам
профессионального образования.
2.4.2. Условие социального партнерства. Установление
паритета и равноправия профессиональных образовательных учреждений различных
форм собственности. Привлечение общественных профессиональных ассоциаций к
формированию образовательных стандартов, организации профессиональных
образовательных программ, к оценке качества профессионального образования.
Формирование национальной квалификационной структуры. Создание системы
независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения,
распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников
образовательных программ.
2.4.3. Условие
привлечения работодателей к
формированию образовательных стандартов, организации профессиональных
образовательных программ, к оценке качества профессионального образования. Внедрение национальной квалификационной рамки, системы
сертификации квалификаций и модульных программ.
2.4.4. Условие
открытости образовательных систем.
Обеспечение всех форм открытости образовательных учреждений и органов
управления образованием. Развитие открытых
связей с отечественными и зарубежными партнерами.
2.4.5. Условие
эффективности управления системой профессионального образования. Развитие рыночных
отношений в системе образования (развитие рынка образовательных услуг).
Развитие демократических механизмов финансирования образования. Обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных
организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к
образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному
финансированию. Расширение перечня организаций, имеющих право
осуществлять непрерывное профессиональное образование, включая
необразовательные организации разных форм собственности, способные
реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное
обучение. Внедрение механизмов
подушевого финансирования, механизмов распределения образовательных ресурсов, в
т.ч. финансовых, на конкурсной основе.
Введение демократических механизмов руководства. введение систем оплаты труда педагогического и
административно-управленческого персонала образовательных учреждений,
учитывающих качество и результативность их деятельности. Совершенствование системы (в том числе, стандартизация программ)
подготовки руководителей образовательных учреждений и органов управления
образованием. Модернизация нормативно-правового обеспечения функционирования и
развития системы профессионального образования. Организация сквозного
межведомственного взаимодействия. Отказ от регулярных авральных реформ. Смена
роли органов управления образованием с контролирующей на обеспечивающую
развитие.
3. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Опережающее образование означает
следующее: уровень развития системы
общего и профессионального образования должен опережать и формировать уровень
развития личности, общества и производства, его техники и технологии
(производство рассматривается в самом широком смысле, включая и материальное, и
духовное производство).
Основаниями выделения
соответствующих принципов являются
субъекты – личность, общество/государство, производство:
3.1. Принцип опережающего
развития личности;
3.2. Принцип опережающего
социального заказа;
3.3. Принцип опережающего,
формирующего потребности производства уровня профессионального образования
населения.
Приведем содержание этих
принципов и детализируем условия их реализации.
3.1. Принцип
опережающего развития личности – создание приоритета опережающего
уровня развития личности работника над уровнем развития техники и
технологий.
Условия реализации принципа опережающего развития личности
(основания – категории
диалектики «внешнее» – «внутреннее»):
3.1.1. Условие
общеобразовательного и профессионального всеобуча – увеличение
численности учащихся полной средней школы и студентов профессиональных
образовательных программ всех уровней: начального, среднего, высшего, а также
контингентов обучающихся в рамках последипломного образования. Внедрение многоуровневых
и многопрофильных систем профессионального образования.
3.1.2. Условие саморазвития личности – саморазвитие
интеллектуальной, волевой, эмоциональной и сенсорно-двигательной сфер личности
обучаемых.
3.2. Принцип
опережающего социального заказа – прогнозирование, формирование и опережающее
удовлетворение будущих потребностей общества в профессиональной подготовке
кадров.
Условия реализации принципа опережающего социального заказа
(основания выделения условий
– территориальный и
отраслевой аспекты):
3.2.1. Условие регионального социального заказа. Опережающая подготовка кадров
для регионов. Заблаговременная подготовка и переподготовка специалистов по
перспективам для регионов профессиям. Подготовка ответственных управленцев и
предпринимателей (в первую очередь по профессиям малого бизнеса). Создание
профессиональными образовательными учреждениями в своей структуре рабочих мест
для выпускников по перспективным для региона профессиям. Установление рациональных пропорций в подготовке
кадров для регионов.
3.2.2. Условие структурного баланса образовательных
программ. Обеспечение общей (в масштабах страны в целом) сбалансированной квалификационной структуры профессиональных
образовательных программ по уровням и отраслям с учетом прогноза
демографической ситуации. Взаимодействие со службами занятости.
3.3. Принцип опережающего, формирующего потребности
производства уровня профессионального образования населения – прогнозирование, формирование
и удовлетворение будущих потребностей производства в профессиональной
подготовке кадров.
Условия реализации принципа опережающего,
формирующего потребности производства уровня профессионального образования
населения (основания выделения условий – диалектика взаимовлияния экономики на
развитие профессионального образования и профессионального образования на
развитие экономики):
3.3.1. Условие
прогнозирования будущих потребностей
производства в профессиональной подготовке кадров. Развитие комплексного прогнозирования спроса на
выпускников учреждений профессионального образования, в том числе ‑ по уровням, отраслям и регионам.
3.3.2. Условие
формирования системой профессионального
образования будущих потребностей производства в профессиональной подготовке
кадров. Приоритет в подготовке кадров для
высокотехнологичных производств с учетом критических технологий и направлений
технологического прорыва.
3.3.3. Условие
удовлетворения системой профессионального
образования будущих потребностей производства в профессиональной подготовке
кадров.
Опережающая подготовка кадров для производственных отраслей и сферы услуг.
Установление рациональных пропорций в подготовке кадров для производственных отраслей и сферы услуг:
- по уровням профессионального образования –
начального, среднего, высшего;
- по профилям – естественнонаучное,
инженерно-техническое, гуманитарное;
- по половозрастной структуре трудоспособного
населения (в том числе, усиление роли
системы профессионального образования в вовлечении обучающейся молодежи и
пенсионеров в посильную трудовую деятельность).
Заблаговременная подготовка
кадров для развивающихся глобальных сетевых производственных, торговых и других
структур. Приоритет
в подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей сферы услуг: образования;
здравоохранения; современных видов связи; финансовых услуг; бизнес-услуг.
4. НЕПРЕРЫВНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Непрерывность образования
обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном
пространстве и создает для нее оптимальные условия для такого движения, то есть
осуществляется переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции
«образование через всю жизнь».
С точки зрения личности как
потребителя образовательных услуг можно выделить три типа «непрерывности»
(основаниями выделения являются вектора движения личности в образовательном
пространстве:
- горизонтальная непрерывность (например, смена
профессии без изменения квалификационного уровня);
- вертикальная непрерывность (рост по ступеням и
уровням образования данной профессии с изменением образовательного статуса);
- движение «вперед» – повышение квалификации без
изменения образовательного статуса.
Основаниями выделения
соответствующих принципов обеспечения непрерывности образования являются три основные элемента системы образования:
образовательные программы, образовательные организации (учреждения), органы
управления образованием:
4.1. Принцип непрерывности содержания
образования;
4.2. Принцип непрерывности образовательного
процесса.
4.3. Принцип организационного обеспечения
непрерывности образования.
Приведем содержание этих
принципов и детализируем условия их реализации.
4.1. Принцип непрерывности содержания образования – обеспечение содержательной непрерывности
образовательных программ.
Условия реализации принципа непрерывности содержания образования
(основания выделения условий
– три вектора движения личности в образовательном пространстве и, в первую
очередь, наличие основы для такого движения):
Образовательные программы: их содержательная
непрерывность (единый сквозной перечень профессий и специальностей по уровням
профессионального образования)
4.1.1. Условие базового образования как основы для продолжения
молодым человеком дальнейшего образования.
4.1.2. Условие маневренности образовательных программ соответствует вектору движения
человека в образовательном пространстве «по горизонтали» – возможная смена на
том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования области
деятельности или получения параллельно образования в двух или нескольких
образовательных областях. Для обеспечения маневренности образовательных программ
необходимо: модульное построение профессиональных образовательных программ для
возможной «стыковки» их содержания для разных профилей, уровней и ступеней;
создание условий для параллельного обучения в разных образовательных
учреждениях, по разным профессиям, специальностям разного уровня (например,
одновременное обучение в ВУЗе и ПУ – «инженер-рабочий»). Переподготовка высвобождающихся кадров и развитие
дополнительных квалификаций выпускников, в целях их гибкого трудоустройства.
4.1.3. Условие многоуровневости, преемственности образовательных
программ. Для
того чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно продвигаться по всем трем
векторам движения в образовательном пространстве, необходимы согласование,
стыковка образовательных программ: «выход» из одной образовательной программы
должен «стыковаться» со «входом» в последующую. А для
этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, создание
единого «сквозного» перечня профессий и специальностей от профессиональной
подготовки до высшего и послевузовского, последипломного образования.
Развитие вариативности образовательных
программ, в том числе создание системы прикладного
бакалавриата.
4.1.4. Условие дополнительности
(взаимодополнительности) базового и последипломного образования.
Этот принцип относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном
пространстве. Развитие последипломного образования: создание института
стажерства для молодых специалистов. Курсовая переподготовка при смене работы,
профессии, курсы по формированию профессионального самосознания и
профессионального самоопределения. Развитие систем обучения на рабочем месте;
внутрифирменного, внутрипроизводственного обучения. Повышение квалификации
рабочих и специалистов. Развитие учреждений дополнительного профессионального
образования. Развитие неформального профессионального образования и
самообразования взрослых.
4.2. Принцип непрерывности образовательного
процесса – обеспечение непрерывности
и преемственности форм, методов и средств образовательного процесса.
Непрерывность в образовательном
процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный
процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность
образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного
жизненного этапа человека к другому.
Условия реализации принципа непрерывности образовательного процесса (основания
выделения условий – компоненты технологии деятельности (помимо содержания):
формы, методы и средства):
4.2.1. Условие непрерывности и преемственности
форм организации образовательного процесса.
Обучение в образовательных учреждениях или самообразование. Обеспечение
многообразия форм получения профессионального образования. Развитие экстерната.
Доподготовка и переподготовка специалиста
для работы на конкретном рабочем месте. Развитие неформального образования
взрослых.
4.2.2. Условие непрерывности и преемственности
методов организации образовательного процесса. Непрерывность во времени.
Возможность последовательно-параллельного движения в образовательном
пространстве.
4.2.3. Условие непрерывности и преемственности
средств организации образовательного процесса. Развитие специализированных
информационных технологий и создание условий формирования единого
информационного образовательного пространства.
4.3. Принцип организационного обеспечения непрерывности образования – формирование номенклатуры
и механизмов функционирования сети образовательных учреждений, которая создает
пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность
образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных
потребностей личности, общества и производства.
Условия реализации принципа организационного обеспечения непрерывности образования (основания
выделения условий – интеграция/дифференциация):
4.3.1. Условие интеграции образовательных систем. Перевод нормативно-правовой
базы образования с образовательных учреждений на образовательные программы.
Развитие интегративных образовательных учреждений (многоуровневых,
многопрофильных и многофункциональных). Интеграция подсистем образования в
отношении их организационных структур, превращая профессиональные
образовательные учреждения в многопрофильные,
многоуровневые и многоступенчатые. Создание интегративных профессиональных
образовательных учреждений – центров непрерывного образования (начиная с
общеобразовательных учреждений, дающих начальную профессиональную подготовку).
Создание профессиональных образовательных сетей и комплексов (университетских
комплексов и т.п.). Создание условий для продолжения образования в ВУЗах и ИПК
для получения степени магистра лицами, закончившими базовое профессиональное
образование ранее. Развитие внутрифирменного обучения персонала, в т.ч.
корпоративных университетов. Реализация концепции «Обучающихся организаций».
Создание единого федерального/регионального/муниципального
образовательного пространства
4.3.2. Условие гибкости организации форм профессионального
образования
(обучения) и его информационно-технологического обеспечения – развитие
высокотехнологичных форм получения профессионального образования: заочной,
экстерната, открытого обучения, дистанционного обучения, «частичного времени»,
«сэндвичной формы» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, предлагаемая
структура системной теории развития профессионального образования включает:
исходный постулат, четыре вытекающих из него идеи, 13 принципов и 41 условие их
реализации.
Как известно, основными
требованиями к любой теории являются [2]:
1) Требование полноты, т.е.
теория должна научно описывать все относящиеся к ее предметной области явления,
процессы и связи между ними.
2) Требование
непротиворечивости, т.е. все постулаты, идеи, принципы и другие конструкции
теории логически не должны противоречить друг другу.
В данном случае
требование полноты теории развития
профессионального образования, очевидно, обеспечивается построением
иерархической системы классификаций (с соблюдением всех правил их построения,
охватывающих в совокупности все существенные стороны и аспекты рассматриваемого
объекта) по выделенным основаниям классификаций.
Требование непротиворечивости, очевидно, также удовлетворяется за счет соблюдения тех
же правил построения классификаций. В частности, того правила, что члены
классификаций должны исключать друг друга, а также тех обстоятельств, что в
каждом случае классифицировались разные объекты и что классификации строились
по разным не совпадающим основаниям.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Новиков А.М.
Российское образование в новой эпохе. – М.: Эгвес, 2000.
2.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: Синтег, 2007.
3.
Новиков Д.А. Теория управления образовательными
системами. – М.: Народное образование, 2009.
Предыдущая статья | Закрыть окно |
© 2005 - А.М.Новиков