www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

А.М. Новиков, академик РАО
Д.А. Новиков, член-корр. РАН

СТРУКТУРА  СИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Все «реформы», «модернизации», как образования вообще, так и профессионального образования в частности, проводимые чиновниками, носят, как правило, спорадический и в значительной мере бессистемный характер. В настоящей работе рассматривается возможность построения системной теории развития профессионального образования на классификационной основе.

Исходным является постулат: в новой постиндустриальной эпохе [1], в которую перешло человечество, в новых условиях жизни России, ориентированной на построение гуманистического демократического общества с рыночной экономикой, профессиональное образование должно быть адекватно соответствующим этому новому обществу. Причем, профессиональная образованность в постиндустриальном обществе – это способность человека осуществлять профессиональную деятельность (общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить) на основе (основания выделения – соответственно: освоение прошлого, возможность осуществления эффективной профессиональной деятельности «в настоящем» и возможность развития):

- глубоких фундаментальных знаний;

- высоких профессиональных компетенций;

- высоких базисных компетенций.

Этот постулат развивается в формулировании четырех основных идей (направлений), соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов – его «потребителей»: личности, общества, производства и самой образовательной сферы: гуманизации, демократизации, опережающего образования, непрерывного образования. Напомним при этом, что идея (в смысле общественно-историческая идея) понимается как высшая форма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование.

В свою очередь каждая идея развивается, конкретизируется в совокупность принципов развития профессионального образования. Причем, эти совокупности выделены в каждом случае по вполне определенным основаниям классификации. В свою очередь, каждому принципу соответствует совокупность условий его реализации, также построенных по определенной классификации с вполне конкретным основанием [1].

Таким образом, исходя из того, что профессиональное образование (ПО) направлено на удовлетворение потребностей четырех субъектов/объектов (заказчиков и потребителей образовательных услуг): личность; общество, государство; производство; система ПО, основными идеями, направлениями развития системы ПО будут соответственно являться:

1. Гуманизация профессионального образования (направленность на личность);

2. Демократизация профессионального образования (направленность на общество, государство);

3. Опережающее профессиональное образование (направленность на производство);

4. Непрерывное профессиональное образование (направленность на систему ПО).

Развитие по каждому из четырех направлений должно осуществляться в соответствии с перечисляемыми ниже принципами, для реализации которых необходимо выполнение соответствующих условий. Иерархия направлений, принципов и условий обусловливает структуру изложения системной теории развития профессионального образования.

 

1. ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Гуманизация (субъектно-личностная направленность) профессионального образования рассматривается как его переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной и экономической устойчивости и социальной защиты в постиндустриальном обществе в условиях рыночных отношений. Соответственно трем компонентам образованности личности (фундаментальные знания, профессиональные компетенции, базисные компетенции – см. выше), выделяются три принципа гуманизации образования:

1.1. Принцип фундаментализации ПО;

1.2. Принцип деятельностной направленности ПО;

1.3. Принцип развития базисных компетенций.

Приведем содержание этих принципов и детализируем условия их реализации.

1.1. Фундаментализация профессионального образования – углубление теоретической общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной подготовки обучающихся.

Условия реализации принципа фундаментализации профессионального образования (основание классификаций условий – содержание образования: в аспекте содержания – виды, направленность подготовки – общеобразовательная (1.1.1-3), специальная (1.1.4-5), научно-исследовательская (1.1.5-6)):

1.1.1. Усиление общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах.

1.1.2. «Университетизация» высшей школы, «колледжизация» начальной и средней профессиональной школы.

1.1.3. Дальнейшее развитие послевузовского образования в высшей школе.

1.1.4. Переход профессиональной школы на подготовку специалистов широкого профиля.

1.1.5. Развитие научно-образовательных и производственно-образовательных комплексов.

1.1.6. Усиление научного потенциала профессиональных учебных заведений. Развитие связей с академической наукой.

1.2. Деятельностная направленность – переход от «знаниевой» парадигмы к деятельностной (компетентностной).

Условия реализации принципа деятельностной направленности образования (основания выделения условий – компоненты технологии деятельности: содержание и форма, методы и средства):

1.2.1. Реализация компетентностного подхода в государственных профессиональных и образовательных стандартах, в формах организации образовательного процесса, в его методах и средствах.

1.2.2. Модульное построение содержания профессионального образования (в разумном сочетании с предметно-дисциплинарным), внедрение системы зачетных единиц и других инноваций, вызванных Болонским процессом.

1.2.3. Усиление роли самостоятельной образовательной деятельности студентов. Развитие свобод выбора обучающимися профессиональных образовательных траекторий.

1.2.4. Соединение формирования теоретических знаний учащихся и студентов с их практическими профессиональными потребностями, ценностными ориентациями.

1.3. Развитие базисных компетенций овладение обучающимися компетенциями, общими для осуществления любых видов профессиональной деятельности.

Условия реализации принципа развития базисных компетенций (основания выделения условий – классификация результативной человеческой деятельности по направленности: труд, учение):

1.3.1. Обучение базисным компетенциям: работе на компьютерах, знанию иностранных языков, пользованию базами и банками данных, знанию экологии, экономики и бизнеса, финансовым знаниям, коммерческой смекалке, умению трансфера технологий, навыкам маркетинга и сбыта, правовым знаниям, знаниям патентно-лицензионной сферы, умению защиты интеллектуальной собственности, знанию нормативных условий функционирования предприятий различных форм собственности, умению презентации технологий и продукции.

1.3.2. Развитие обучаемости (учебных компетенций). Методологическая подготовка обучающихся – развитие умений самоорганизации учебной и профессиональной деятельности, поиска релевантной информации, освоения новых технологий деятельности. Формирование компетенций на уровне тактики и стратегии интегративной деятельности. Развитие надситуативной и творческой активности личности.

 

2. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Демократизация образования рассматривается как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учащегося, студента и преподавателя, для каждого учебного заведения наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства. Основаниями выделения соответствующих принципов являются личность и взаимодействующие с ней три (в соответствии с законом РФ «Об образовании») основные элемента системы образования:

- образовательные программы;

- образовательные организации (учреждения), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;

- органы управления образованием со своей инфраструктурой, включающей подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления [3].

Перечисленным четырем субъектам/объектам соответствуют четыре принципа демократизации образования:

2.1. Принцип равных возможностей;

2.2. Принцип многообразия профессиональных образовательных программ;

2.3. Принцип многообразия профессиональных образовательных систем;

2.4. Принцип общественно-государственного управления профессиональным образованием.

Приведем содержание этих принципов и детализируем условия их реализации.

2.1. Принцип «равных возможностей» – обеспечение доступности профессионального образования для всех категорий молодежи и взрослого населения.

Условия реализации принципа равных возможностей (основания выделения условий – виды доступности образования). Под доступностью образования понимается возможность гражданина получить желательное для него качественное образование, причем доступность подразумевает и равенство образовательных возможностей. Доступность образования характеризует возможности поступления в соответствующие учебные заведения и успешного завершения обучения. Выделяют несколько видов доступности:

– экономическая (финансовая) доступность;

– транспортная (географическая) доступность;

– содержательная доступность;

– социальная и информационная доступность.

Основаниями выделения видов доступности являются отношения человека, стремящегося получить образование, с экономикой (экономическая, финансовая доступность), «природой» (территориальная, транспортная доступность), обществом/государством (социальная и информационная доступность), самой системой образования (содержательная доступность).

2.1.1. Условие экономической (финансовой) доступности профессионального образования. Посильность платы за обучение. Региональная дифференциация экономических условий обучения. Обеспечение достаточного (в сравнении с прожиточным минимумом) уровня стипендий. Развитие системы образовательных кредитов.

2.1.2. Условие транспортной (географической) доступности профессионального образования. Обеспечение транспортной доступности. Смещение акцента на региональные и территориальные образовательные сети. Безусловное обеспечение транспортной доступности профессионального образования начальных уровней. Развитие высокотехнологичных форм профессионального образования: открытого, дистанционного образования, экстерната и т.д.

2.1.3. Условие содержательной доступности профессионального образования означает как согласованность образовательных программ (возможность освоить новое содержание – посильность образовательных стандартов), так и в более широко смысле – обеспеченность всех факторов (материально-технических, методических и др.), влияющих на качество образования. Переход к индивидуализированному образованию.

2.1.4. Условие социальной доступности профессионального образования включает как социально обусловленные потребности и традиции получения образования, так и отношение общества и государства к обеспечению образовательных возможностей для лиц с ограниченными возможностями, отношение работодателей к получению сотрудниками дополнительного профессионального образования и повышению квалификации и т.д. Информационная доступность означает, во-первых, осведомленность личности об образовательных учреждениях и реализуемых в них образовательных программах, во-вторых – наличие инфраструктуры (подключений к глобальным информационным сетям и т.д.), компенсирующей транспортную дискриминацию и позволяющей получать образование дистанционно, независимо от места проживания.

Совершенствование системы ЕГЭ. Усиление роли государства в регулировании образовательных возможностей, предоставляемых каждому человеку. Образовательные кредиты. Развитие элитарного образования. Социальная защита нуждающихся. Обучение инвалидов, обучение мигрантов и их детей. Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России. Развитие системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, в том числе профессиональной ориентации школьников, повышение их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда.

2.2. Принцип многообразия профессиональных образовательных программ – наиболее полное удовлетворение профессиональных образовательных потребностей личности, общества и производства.

Условия реализации принципа многообразия профессиональных образовательных программ (основания выделения условий – «вертикальная» и «горизонтальная» декомпозиция профессиональных образовательных программ):

2.2.1. Условие иерархической диверсификации профессиональных образовательных программ – построение иерархии диверсифицированных (по уровням и масштабу - федеральные, региональные и т.д.) профессиональных образовательных программ. Рациональная пропорция федеральных, региональных и др. компонентов в образовательных стандартах.

2.2.2. Условие дифференциации профессиональных образовательных программ – переход от конкуренции образовательных учреждений к конкуренции образовательных программ: образовательные стандарты должны допускать вариативность образовательных программ. Индивидуализация образовательных программ, акцент на самостоятельную работу обучающихся. Создание Федеральных и исследовательских университетов. Участие работодателей в формировании профессиональных образовательных стандартов. Поддержка внутрипроизводственного обучения, корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

2.3. Принцип многообразия профессиональных образовательных систем – наличие условий (средств) для наиболее полного удовлетворения профессиональных образовательных потребностей личности, общества и производства.

Условия реализации принципа многообразия профессиональных образовательных систем (основания выделения условий – уровни административной организации: страна в целом, регион-муниципалитет-территория):

2.3.1. Условие демократизации профессиональных образовательных систем – обеспечение многообразия типов и многоукладности образовательных учреждений. Обеспечение их самостоятельности, равноправия, автономности. Разграничение полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов в финансировании и обеспечении реализации профессиональных образовательных программ от начального до высшего профессионального образования.

2.3.2. Условие регионализации профессиональных образовательных систем. Построение иерархии образовательных учреждений: федеральные, региональные и т.д. Федеральные университеты и т.п. Переход образовательных учреждений от отраслевой к региональной ориентации. Осуществление разграничения образовательных программ по федеральному/региональному/муниципальному уровням. Развитие профессиональных образовательных комплексов и территориальных профессиональных образовательных округов. Введение национально-региональных компонентов содержания образования. Расширение культурообразующих функций образовательных учреждений в своих регионах. Вхождение образовательных учреждений в региональное образовательное пространство. Разработка и реализация долгосрочных региональных программ развития профессионального образования.

2.4. Принцип общественно-государственного управления профессиональным образованием – участие личности, общества и производства в управлении системами профессионального образования и оценке его качества.

Условия реализации принципа общественно-государственного управления профессиональным образованием (основания выделения условий: заказчики/потребители образовательных услуг: личность, общество, производство и сама система профессионального образования, а также государство как институт управления системой образования):

2.4.1. Условие партисипативного управления. Привлечение потребителей образовательных услуг, в первую очередь – обучающихся и абитуриентов, к формированию образовательных стандартов, организации профессиональных образовательных программ, к оценке качества профессионального образования. Создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального образования. Усиление лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам профессионального образования.

2.4.2. Условие социального партнерства. Установление паритета и равноправия профессиональных образовательных учреждений различных форм собственности. Привлечение общественных профессиональных ассоциаций к формированию образовательных стандартов, организации профессиональных образовательных программ, к оценке качества профессионального образования. Формирование национальной квалификационной структуры. Создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ.

2.4.3. Условие привлечения работодателей к формированию образовательных стандартов, организации профессиональных образовательных программ, к оценке качества профессионального образования. Внедрение национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций и модульных программ.

2.4.4. Условие открытости образовательных систем. Обеспечение всех форм открытости образовательных учреждений и органов управления образованием. Развитие открытых связей с отечественными и зарубежными партнерами.

2.4.5. Условие эффективности управления системой профессионального образования. Развитие рыночных отношений в системе образования (развитие рынка образовательных услуг). Развитие демократических механизмов финансирования образования. Обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. Расширение перечня организаций, имеющих право осуществлять непрерывное профессиональное образование, включая необразовательные организации разных форм собственности, способные реализовывать различные образовательные программы и проводить внутрифирменное обучение. Внедрение механизмов подушевого финансирования, механизмов распределения образовательных ресурсов, в т.ч. финансовых, на конкурсной основе. Введение демократических механизмов руководства. введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности. Совершенствование системы (в том числе, стандартизация программ) подготовки руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. Модернизация нормативно-правового обеспечения функционирования и развития системы профессионального образования. Организация сквозного межведомственного взаимодействия. Отказ от регулярных авральных реформ. Смена роли органов управления образованием с контролирующей на обеспечивающую развитие.

 

3. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Опережающее образование означает следующее: уровень развития системы общего и профессионального образования должен опережать и формировать уровень развития личности, общества и производства, его техники и технологии (производство рассматривается в самом широком смысле, включая и материальное, и духовное производство).

Основаниями выделения соответствующих принципов являются субъекты – личность, общество/государство, производство:

3.1. Принцип опережающего развития личности;

3.2. Принцип опережающего социального заказа;

3.3. Принцип опережающего, формирующего потребности производства уровня профессионального образования населения.

Приведем содержание этих принципов и детализируем условия их реализации.

3.1. Принцип опережающего развития личности – создание приоритета опережающего уровня развития личности работника над уровнем развития техники и технологий.

Условия реализации принципа опережающего развития личности (основания – категории диалектики «внешнее» – «внутреннее»):

3.1.1. Условие общеобразовательного и профессионального всеобуча – увеличение численности учащихся полной средней школы и студентов профессиональных образовательных программ всех уровней: начального, среднего, высшего, а также контингентов обучающихся в рамках последипломного образования. Внедрение многоуровневых и многопрофильных систем профессионального образования.

3.1.2. Условие саморазвития личности – саморазвитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной и сенсорно-двигательной сфер личности обучаемых.

3.2. Принцип опережающего социального заказа – прогнозирование, формирование и опережающее удовлетворение будущих потребностей общества в профессиональной подготовке кадров.

Условия реализации принципа опережающего социального заказа (основания выделения условий  – территориальный и отраслевой аспекты):

3.2.1. Условие регионального социального заказа. Опережающая подготовка кадров для регионов. Заблаговременная подготовка и переподготовка специалистов по перспективам для регионов профессиям. Подготовка ответственных управленцев и предпринимателей (в первую очередь по профессиям малого бизнеса). Создание профессиональными образовательными учреждениями в своей структуре рабочих мест для выпускников по перспективным для региона профессиям. Установление рациональных пропорций в подготовке кадров для регионов.

3.2.2. Условие структурного баланса образовательных программ. Обеспечение общей (в масштабах страны в целом) сбалансированной квалификационной структуры профессиональных образовательных программ по уровням и отраслям с учетом прогноза демографической ситуации. Взаимодействие со службами занятости. 

3.3. Принцип опережающего, формирующего потребности производства уровня профессионального образования населения – прогнозирование, формирование и удовлетворение будущих потребностей производства в профессиональной подготовке кадров.

Условия реализации принципа опережающего, формирующего потребности производства уровня профессионального образования населения (основания выделения условий – диалектика взаимовлияния экономики на развитие профессионального образования и профессионального образования на развитие экономики):

3.3.1. Условие прогнозирования будущих потребностей производства в профессиональной подготовке кадров. Развитие комплексного прогнозирования спроса на выпускников учреждений профессионального образования, в том числе ‑ по уровням, отраслям и регионам.

3.3.2. Условие формирования системой профессионального образования будущих потребностей производства в профессиональной подготовке кадров. Приоритет в подготовке кадров для высокотехнологичных производств с учетом критических технологий и направлений технологического прорыва.

3.3.3. Условие удовлетворения системой профессионального образования будущих потребностей производства в профессиональной подготовке кадров. Опережающая подготовка кадров для производственных отраслей и сферы услуг. Установление рациональных пропорций в подготовке кадров для производственных отраслей и сферы услуг:

- по уровням профессионального образования – начального, среднего, высшего;

- по профилям – естественнонаучное, инженерно-техническое, гуманитарное;

- по половозрастной структуре трудоспособного населения (в том числе, усиление роли системы профессионального образования в вовлечении обучающейся молодежи и пенсионеров в посильную трудовую деятельность).

Заблаговременная подготовка кадров для развивающихся глобальных сетевых производственных, торговых и других структур. Приоритет в подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей сферы услуг: образования; здравоохранения; современных видов связи; финансовых услуг; бизнес-услуг.

 

4. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создает для нее оптимальные условия для такого движения, то есть осуществляется переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь».

С точки зрения личности как потребителя образовательных услуг можно выделить три типа «непрерывности» (основаниями выделения являются вектора движения личности в образовательном пространстве:

- горизонтальная непрерывность (например, смена профессии без изменения квалификационного уровня);

- вертикальная непрерывность (рост по ступеням и уровням образования данной профессии с изменением образовательного статуса);

- движение «вперед» – повышение квалификации без изменения образовательного статуса.

Основаниями выделения соответствующих принципов обеспечения непрерывности образования являются три основные элемента системы образования: образовательные программы, образовательные организации (учреждения), органы управления образованием:

4.1. Принцип непрерывности содержания образования;

4.2. Принцип непрерывности образовательного процесса.

4.3. Принцип организационного обеспечения непрерывности образования.

Приведем содержание этих принципов и детализируем условия их реализации.

4.1. Принцип непрерывности содержания образования – обеспечение содержательной непрерывности образовательных программ.

Условия реализации принципа непрерывности содержания образования (основания выделения условий – три вектора движения личности в образовательном пространстве и, в первую очередь, наличие основы для такого движения):

Образовательные программы: их содержательная непрерывность (единый сквозной перечень профессий и специальностей по уровням профессионального образования)

4.1.1. Условие базового образования как основы для продолжения молодым человеком дальнейшего образования.

4.1.2. Условие маневренности образовательных программ соответствует вектору движения человека в образовательном пространстве «по горизонтали» – возможная смена на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования области деятельности или получения параллельно образования в двух или нескольких образовательных областях. Для обеспечения маневренности образовательных программ необходимо: модульное построение профессиональных образовательных программ для возможной «стыковки» их содержания для разных профилей, уровней и ступеней; создание условий для параллельного обучения в разных образовательных учреждениях, по разным профессиям, специальностям разного уровня (например, одновременное обучение в ВУЗе и ПУ – «инженер-рабочий»). Переподготовка высвобождающихся кадров и развитие дополнительных квалификаций выпускников, в целях их гибкого трудоустройства.

4.1.3. Условие многоуровневости, преемственности образовательных программ. Для того чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно продвигаться по всем трем векторам движения в образовательном пространстве, необходимы согласование, стыковка образовательных программ: «выход» из одной образовательной программы должен «стыковаться» со «входом» в последующую. А для этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, создание единого «сквозного» перечня профессий и специальностей от профессиональной подготовки до высшего и послевузовского, последипломного образования. Развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата.

4.1.4. Условие дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования. Этот принцип относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном пространстве. Развитие последипломного образования: создание института стажерства для молодых специалистов. Курсовая переподготовка при смене работы, профессии, курсы по формированию профессионального самосознания и профессионального самоопределения. Развитие систем обучения на рабочем месте; внутрифирменного, внутрипроизводственного обучения. Повышение квалификации рабочих и специалистов. Развитие учреждений дополнительного профессионального образования. Развитие неформального профессионального образования и самообразования взрослых.

4.2. Принцип непрерывности образовательного процесса – обеспечение непрерывности и преемственности форм, методов и средств образовательного процесса.

Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому.

Условия реализации принципа непрерывности образовательного процесса (основания выделения условий – компоненты технологии деятельности (помимо содержания): формы, методы и средства):

4.2.1. Условие непрерывности и преемственности форм организации образовательного процесса. Обучение в образовательных учреждениях или самообразование. Обеспечение многообразия форм получения профессионального образования. Развитие экстерната. Доподготовка и переподготовка специалиста для работы на конкретном рабочем месте. Развитие неформального образования взрослых.

4.2.2. Условие непрерывности и преемственности методов организации образовательного процесса. Непрерывность во времени. Возможность последовательно-параллельного движения в образовательном пространстве.

4.2.3. Условие непрерывности и преемственности средств организации образовательного процесса. Развитие специализированных информационных технологий и создание условий формирования единого информационного образовательного пространства.

4.3. Принцип организационного обеспечения непрерывности образования – формирование номенклатуры и механизмов функционирования сети образовательных учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей личности, общества и производства.

Условия реализации принципа организационного обеспечения непрерывности образования (основания выделения условий – интеграция/дифференциация):

4.3.1. Условие интеграции образовательных систем. Перевод нормативно-правовой базы образования с образовательных учреждений на образовательные программы. Развитие интегративных образовательных учреждений (многоуровневых, многопрофильных и многофункциональных). Интеграция подсистем образования в отношении их организационных структур, превращая профессиональные образовательные учреждения в многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые. Создание интегративных профессиональных образовательных учреждений – центров непрерывного образования (начиная с общеобразовательных учреждений, дающих начальную профессиональную подготовку). Создание профессиональных образовательных сетей и комплексов (университетских комплексов и т.п.). Создание условий для продолжения образования в ВУЗах и ИПК для получения степени магистра лицами, закончившими базовое профессиональное образование ранее. Развитие внутрифирменного обучения персонала, в т.ч. корпоративных университетов. Реализация концепции «Обучающихся организаций». Создание единого федерального/регионального/муниципального образовательного пространства

4.3.2. Условие гибкости организации форм профессионального образования (обучения) и его информационно-технологического обеспечения – развитие высокотехнологичных форм получения профессионального образования: заочной, экстерната, открытого обучения, дистанционного обучения, «частичного времени», «сэндвичной формы» и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, предлагаемая структура системной теории развития профессионального образования включает: исходный постулат, четыре вытекающих из него идеи, 13 принципов и 41 условие их реализации.

Как известно, основными требованиями к любой теории являются [2]:

1) Требование полноты, т.е. теория должна научно описывать все относящиеся к ее предметной области явления, процессы и связи между ними.

2) Требование непротиворечивости, т.е. все постулаты, идеи, принципы и другие конструкции теории логически не должны противоречить друг другу.

В данном случае требование полноты теории развития профессионального образования, очевидно, обеспечивается построением иерархической системы классификаций (с соблюдением всех правил их построения, охватывающих в совокупности все существенные стороны и аспекты рассматриваемого объекта) по выделенным основаниям классификаций.

Требование непротиворечивости, очевидно, также удовлетворяется за счет соблюдения тех же правил построения классификаций. В частности, того правила, что члены классификаций должны исключать друг друга, а также тех обстоятельств, что в каждом случае классифицировались разные объекты и что классификации строились по разным не совпадающим основаниям.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. – М.: Эгвес, 2000.

2.     Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: Синтег, 2007.

3.     Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. – М.: Народное образование, 2009.

 

Предыдущая статья Закрыть окно

Следующая статья


 

   Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков