www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

А.М.Новиков

ЕСТЬ ЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ ПЕРЕГРУЗКА ШКОЛЬНИКОВ?

 

 Сегодня много пишут и говорят о перегрузке школьников, которая отражается на их здоровье. Как правило, перегрузка объясняется слишком большим объемом содержания общего среднего образования. Но автор придерживается иной точки зрения.

Так называемую «перегрузку» школьников можно объяснить тремя главными причинами это: зарплата учителя, скука и стресс.

 Первая, главная причина перегрузки - не педагогическая, а экономическая! Это сдельная система оплаты труда учителя. Хотя она так и не называется, фактически действует давным-давно введенный порядок, что заработная плата учителя прямопропорциональна количеству проведенных им часов учебных занятий. Большего издевательства и над учителем и над учеником трудно было бы придумать.

 Имея нищенскую зарплату, учитель вынужден набирать себе как можно больше учебной нагрузки, лишая себя сна и отдыха, возможностей культурного и профессионального развития, превращая себя в «урокодателя».

 С другой стороны положение ученика - какие бы постановления, указы и т.п. не принимались, у ученика всегда, пока действует этот финансовый механизм, будет 7-8, а то и 9-10 уроков в день - в этом заинтересован учитель и в нашей российской действительности всегда найдутся любые лазейки, чтобы довести учебную нагрузку учащихся до физического предела. Это и есть, очевидно, основная причина перегрузки школьников, о которой так много пишут в связи с массовым ухудшением здоровья детей и молодежи. И до тех пор, пока не будут пересмотрены эти заскорузлые и неумные механизмы оплаты педагогического труда, в невыгодном положении будут и обучающие и обучаемые.

 Вторая причина - скука на уроках. Известно, что дети школьного возраста обладают огромной работоспособностью, с которой не сравнится ни один взрослый человек. Но эта работоспособность проявляется только в сочетании с интересом. Но когда заинтересованности нет? ... вот тут и начинается серая унылая жизнь, учеба становится тяжелой обязанностью, которая и есть так называемая «перегрузка», отнюдь не способствующая сохранению здоровья.

 В этой школьной скуке повинно и содержание школьного образования, как правило слишком академическое, оторванное от жизни, от актуальных для ребенка, подростка его текущих жизненных потребностей. Но повинна и вся система преподавания в школе - нудные, скучные уроки - явление в российской школе, к сожалению, массовое. Как писал А.Эйнштейн: «Если учитель вокруг себя распространяет дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет». Ведь если школьники так перегружены, то возникает естественный вопрос - почему все больше и больше учащихся в последние годы переходит из обычных школ в вечерние, или, как их теперь называют в открытые школы - чтобы получить аттестат зрелости в сокращенные сроки и быстрее начать строить свою будущую профессиональную карьеру?! Почему вчерашние унылые школьники с радостью начинают учиться в профессиональных училищах и лицеях, где они с первых же дней могут начать что-то делать руками?

 Так что, как говорил известный принц: «Что-то не в порядке в Датском королевстве». Зачем, к примеру, надо держать всех учащихся на всех уроках. Ведь давно апробирована и показала свою эффективность зачетная система: учитель (в старших классах) проводит вводную обзорную лекцию по изучаемому разделу, тут же дает задания на весь период изучения раздела. Кто изучил этот раздел самостоятельно и досрочно решил все задачи, выполнил задания и сдал зачет - свободен, дальше до конца изучения раздела может занятия не посещать. С каждым занятием в классе остается все меньше и меньше учащихся. Учитель может уделить им больше внимания, индивидуально поработать с отстающими. А ведь единственная проблема для внедрения зачетной системы - «Что скажет княгиня Марья Алексеевна?» - что скажет по этому поводу его величество Чиновник?

 Третья причина перегрузки - стресс. Знаете ли Вы, уважаемый Читатель, как у собак создают экспериментальный инфаркт? Перед клеткой устанавливают ящик с экраном. В ящике расположены лампочка и металлический круг, который может поворачиваться вокруг поперечной оси. Если круг расположен вертикально, на экране будет теневая проекция круга, если наклонно - проекцией станет эллипс. У собак в течении какого-то времени вырабатывают два условных рефлекса: если на экране круг - ей дают корм (поощрение), если - эллипс - собаку больно бьют электрическим током (наказание). Наконец, однажды этот круг начинают непрерывно вращать: круг превращается в эллипс, эллипс снова в круг и т.д. Всего несколько минут ... и готово - у собаки инфаркт миокарда.

Это у собак. А школьники качаются на этих «качелях» все 10-11 лет: спросят - не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; вызовут родителей или не вызовут и т.д. Сегодня учитель пришел в хорошем настроении, завтра - в плохом. Или у одного учителя он «любимчик», а на следующем уроке у другого учителя-предметника он - изгой, пария. И так весь срок пребывания в школе. А потом еще ПТУ, или техникум, или ВУЗ, в которых те же «качели».

Так что же тогда можно говорить о здоровье молодежи? Так что, по мнению автора, причины так называемой «перегрузки» школьников совсем иные, чем это обычно принято считать. И решать эту проблему надо совсем иными путями.

 

 

Предыдущая статья

Закрыть окно

Следующая статья

 

    Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков