Сайт академика РАО Новикова А.М. |
ПОНЯТИЕ О
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ
В последние десятилетия в образовательной среде
широкое распространение получило понятие «педагогические технологии». Этому
направлению посвящено большое количество научных публикаций, учебных и
методических пособий и т.д. Причем, различные авторы трактуют это понятие
по-разному, создавая в педагогике, в том числе в профессиональной педагогике
весьма противоречивую картину. Так, в педагогической литературе на сегодняшний
день имеется более трехсот определений понятия «педагогическая технология».
Попробуем внести ясность в эту проблему.
Современное понимание
технологии пришло в широкий обиход из сферы производства в последние
десятилетия. А именно тогда, когда в развитых странах стали выделяться в
отдельные структуры фирмы – разработчики ноу-хау: новых видов продукции,
материалов, способов обработки и т.д. Эти фирмы стали продавать
фирмам-производителям в менее развитых странах лицензии на право выпуска своих
разработок, сопровождая эти лицензии детальным описанием способов, средств и
условий производства – т.е. технологиями.
Вслед за этим понятие «технология» стало применяться в
более широком смысле. Технология, понимаемая в современном, более широком
смысле, связана не только с техникой, но и с другими завоеваниями цивилизации.
Когда говорят, например, о компьютерной или информационной технологии, то имеют
в виду открываемые ими новые возможности, которые они несут с собой. В этом
смысле о технологии стали говорить после того, как выяснилось, что
цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с
новой техникой, но и с новыми формами кооперации, организации производства и
деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с
накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью
усилий общества и государства и т.д. Постепенно под технологией стали
подразумевать сложную реальность, которая представляет собой сферу
целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального
и ресурсного обеспечения и т.д.).
Сегодня наметились два подхода в трактовании понятия
«технология». В первом, следующем давней исторической традиции – технология
рассматривается как «совокупность приемов и способов переработки различных
сред». При этом подразумевается, что среды могут быть любыми, в том числе
информационными, политическими и т.д.
В другом подходе, очевидно, больше соответствующем
современному проектно-технологическому типу организации общества XE
"Культура:организационная:проектно-технологическая" : «Под технологией XE "Технология" понимается совокупность методов XE "Метод" , операций,
приемов и т.д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение
поставленной задачи». В этом определении важно то, что технологии направлены на
решение той или иной определенной задачи. Напомним, что задача XE "Задача"
– это цель,
заданная в конкретных условиях. Это принципиально новый подход к определению
технологий.
В то же время, и это определение нуждается в
уточнении. Во-первых, в нем отсутствует понятие средств. Ведь если мы говорим о
технологии, допустим, вытачивания болта, то одними операциями и т.д. мы не
обойдемся. Нужен еще токарный станок, резцы к нему, то есть средства XE "Средства"
. Или информационные технологии немыслимы без
компьютера и программных средств. Во-вторых, операции и приемы относятся к
более общему понятию метода XE "Метод" . В-третьих, речь должна идти не просто о совокупности
методов и средств, а об определенным образом упорядоченной их совокупности, то
есть, фактически, о системе.
В-четвертых, любая задача решается в определенных конкретных условиях XE "Условие" . В пятых, необходимы определенные
формы
XE "Форма" организации
деятельности. В-шестых необходимы критерии
по которым можно судить о качестве решения поставленной задачи – о качестве
полученных результатов.
С учетом сказанного, можно дать следующее самое общее
определение технологии: технология XE "Технология"
– это система
условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи.
Из этого общего определения технологии вытекает и
определение педагогической технологии. Соответственно: педагогическая технология XE "Технология"
– это система
условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической
задачи.
Что же нового несет в себе это определение? Само по
себе – ничего! Действительно, и раньше и теперь и в будущем любой учитель,
преподаватель и т.д., готовясь к очередному учебному занятию или внеучебному
мероприятию, ставит определенные педагогические задачи. А для их реализации
планирует (проектирует) – когда сознательно, когда, подчас, неосознаваемо -
конкретные формы (урок, лекция, семинар и т.п.), конкретные методы, конкретные
средства (учебник, презентации, модели и т.п.) с учетом имеющихся условий
проведения занятий. При этом любой педагог имеет представления о возможной
оценке качества будущего результата. Таким образом, все это подпадает под
современное определение технологии. Каждый педагог ежедневно реализует
педагогические технологии: под каждую
педагогическую задачу своя технология.
Тогда зачем же нужен весь разговор о педагогических
технологиях? Дело в том, что принципиальную
новизну несет в себе новый, так называемый «технологический подход» в проектировании и реализации
педагогических систем.
Педагогическим проектированием называют предварительную разработку деталей
педагогических систем. Термин «проектирование» пришел в педагогику также из
технического знания. Там он означает создание опережающего проекта того, что
затем будет реализовано в натуре, что называется «в металле». Как одно из
направлений развития педагогики стали разрабатываться идеи педагогического
проектирования и педагогических технологий, в значительной мере как
заимствование подходов, применяющихся в технике и промышленном производстве.
Благодаря проектированию та или другая педагогическая система становится как бы
технологичной.
Объектом проектирования
является в общем случае педагогическая
система как единство системы целей образования и всех факторов
педагогического процесса, способствующих достижению этих целей. Причем,
педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая
система всей российской школы, педагогическая система конкретного
образовательного учреждения, педагогическая система каждого конкретного
преподавателя, педагогическая система отдельного предмета, темы, конкретного
занятия и т.д. То есть мы имеем дело с
иерархией педагогических систем.
Главное отличие проектирования
любой педагогической системы от обычного, традиционно принятого планирования
учебно-воспитательной работы заключается в том, чтобы самым детальным образом задать образовательные цели педагогической
системы на диагностической основе. Это означает вполне определенное,
однозначное
описание целей, задание способов их
выявления, измерения и оценки степени их реализации. Проектирование
педагогической системы предполагает возможность с помощью разработанных
диагностических процедур систематического
на каждом учебном занятии контроля и оценки достижения этих детально
спроектированных образовательных целей.
Следующая задача
проектирования педагогической системы – это построение на основе определенной
системы образовательных целей соответствующих педагогических технологий. Основная идея технологического подхода в
проектировании педагогических систем заключается в том, чтобы детально
спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах –
содержании, формах, методах учения и преподавания, в средствах обучения и т. д.
таким образом, чтобы «гарантированно»[1]
(точнее, более или менее приемлемо) получить требуемый результат – достижение
запроектированных образовательных целей.
Таким образом, в этом смысле – в смысле
технологического подхода - педагогическую технологию можно определить
как запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический процесс,
обеспечивающий достижение запроектированных педагогических целей.
Как уже говорилось, каждая
конкретная педагогическая задача реализуется своей технологией. В то же время
рассматриваются типовые (общие) педагогические технологии как обобщенные
описания тех или иных подходов в построении педагогических систем, как своего
рода «конструкторы», из элементов которых строятся конкретные технологии.
Типовых педагогических
технологий может быть много: в зависимости от назначения педагогических систем,
от исходных научных, педагогических, дидактических, методических концепций, от
целевых установок разработчиков и т.д. Среди
типовых педагогических технологий по сфере применения в образовании можно
выделить:
- в зависимости от психологических структур выделяются и классифицируются
следующие технологии: информационные (формирование знаний, умений,
навыков); операциональные (формирование способов умственных действий); эмоциональные,
нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); саморазвития
(формирование саморазвивающихся механизмов личности); эвристические
(развитие творческих способностей);
- по характеру содержания образования технологии бывают:
обучающие и воспитывающие, светские и
религиозные, общеобразовательные и профессиональные, а также
профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические;
- классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной
деятельностью обучающихся: разомкнутая (неконтролируемая,
некорректируемая деятельность обучающихся); циклическая (с контролем,
взаимоконтролем, самоконтролем); рассеянная (фронтальная) или направленная
(индивидуальная); ручная или автоматизированная (с помощью
автоматизированных средств обучения);
- по стилю управления педагогические
технологии делятся на: авторитарные (жесткая организация, подавление
инициативы и самостоятельности обучающихся); дидактоцентристские
(приоритет обучения над воспитанием); личностно ориентированные (центром
образования является личность обучающегося). В рамках наиболее перспективной
личностно ориентированных технологий выделяются технологии сотрудничества (стремятся
к демократизму, равенству, партнерству, субъектно-субъектным отношениям); технологии
свободного воспитания (делают акцент на предоставлении обучающемуся свободы
выбора, самостоятельности в его деятельности);
- и так далее.
Подводя итоги рассмотрения понятия
"педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической
технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс
должен «гарантировать» (обеспечивать) достижение поставленных целей. Вторая
характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса
взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Таким образом, «педагогическая технология» является
тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность
решения многих задач в современных условиях.
Несколько слов о соотношении понятий «дидактика»,
«методика», «педагогическая система», «педагогическая технология». Дидактика
является общей теорией обучения, рассматривая всю совокупность проблем, целей,
содержания, форм и методов преподавания и учения, средств обучения. Методика –
это «частная дидактика», т.е. теория обучения конкретному курсу, предмету. Та
или иная конкретная педагогическая система строится, проектируется на основе
конкретизации положений дидактики, методики применительно к данным конкретным
целям и условиям обучения.
Педагогическая технология является процессуальной
подсистемой педагогической системы.
[1]
Слово
«гарантированно» здесь взято в кавычки неспроста. Если какая-либо фирма
выпускает чулки, зажигалки, автомобили и т.п., то соблюдение предписанных
технологий может дать гарантированный результат. Если же мы говорим о
педагогике, то здесь слишком вариативны ситуации, слишком подвижны условия
деятельности педагога, слишком велики индивидуальные особенности обучающихся,
чтобы говорить об однозначном результате.
Предыдущая статья | Закрыть окно |
© 2005 - А.М.Новиков