www.anovikov.ru

Сайт академика РАО Новикова А.М.

 А.М. Новиков

Как написать монографию

 

Поскольку я за свою жизнь написал много книг – более 30, включая брошюры, и коллеги даже шутили, что «А. М. Новиков пишет книги быстрее, чем мы успеваем их читать», ко мне неоднократно обращались с просьбой поделиться опытом – как написать монографию. Охотно выполняю эту просьбу – в данном издании это будет уместным.

Как известно, «монография (от моно... и ...графия) - научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.» (БСЭ).

Монография может быть индивидуальной (один автор) или коллективной (группа авторов, как правило, не более пяти). Иногда можно встретить некорректную интерпретацию слова «монография» - «пишет один человек», хотя её создателями могут быть как один автор, так и целый коллектив, а само слово означает специфику рассматриваемой в ней проблематики, ее относительно узкую направленность; «единость писания темы», но не писателя.

Напомним, что монография – это научный труд, посвященный рассмотрению одной и только одной темы (проблемы). Особенно это важно подчеркнуть для коллективных монографий. Если разделы рукописи разнородны, не могут быть «стянуты» в одну проблему, то тогда это уже не монография, а такой вид издания как «сборник научных трудов». Если монографию пишет соискатель ученой степени доктора наук, то крайне желательно, чтобы это была индивидуальная монография.

Хотя никаких официальных нормативных ограничений нет, считается, что объем монографии должен превышать 5 печатных листов[1]. Кроме того, монография считается «солидной», когда ее объем не меньше 10 печатных листов. Когда-то в советские времена считалось, что «докторская» монография должна быть не менее 15 печатных листов.

Название монографии должно быть кратким и ясным, содержать, желательно, не более 5-6 слов. Многие авторы считают необходимым точно расписать в названии, о чем пойдет речь в книге, и «растягивают» название до 10 -12, а то и до 15 слов. Но длинное название сразу отпугнет потенциального читателя. Монография – это не диссертация, в которой требуется точная формулировка предмета, и некоторая «вольность» в названии здесь простительна. В целях сокращения названия можно использовать и такой прием: на обложке короткое название, на титульном листе под коротким названием ниже более мелким шрифтом дается пояснение. Например: название - «Профессиональное образование России». Пояснение: «Перспективы развития». Тогда в выходных данных (2-я страница книги) пишется следующим образом: «Профессиональное образование России/ Перспективы развития».

При подготовке рукописи монографии к публикации следует помнить, что в ней излагаются результаты собственных научных исследований или оригинального анализа какой-либо проблемы, а не перечисление общеизвестных фактов или компиляция из чужих работ. Этим монография отличается от учебников для вузов.

Текст рукописи монографии должен отличаться от текста рукописи докторской или кандидатской диссертации, поскольку монография не должна производить на потенциального читателя впечатление «научного монстра» и не отталкивать его. Более того, при подготовке к публикации текста рукописи из нее следует убрать такие диссертационные «рубрикации», как «актуальность темы», «цели и задачи работы», «гипотеза...», «новизна исследования», «монография выполнена на кафедре …» и т.п.

Желательно, чтобы монография была написана простым доступным языком. В отличие от диссертаций, которые пишутся для узкого круга специалистов, монографии, как правило, рассчитаны на более широкий круг читателей. Ошибка многих начинающих ученых заключается в том, что они хотят показать свою «ученость» - как много умных слов они знают и как сложно («по ученому») они могут писать. Но этим они как бы «самоутверждаются», сами себе доказывают свою ученость. Я сам во времена моей научной молодости страдал этой болезнью: моя первая монография «Динамика формирования трудовых умений и навыков» была с интересом встречена научной общественностью, но она была написана столь сложным языком, что читать ее люди могли только с энциклопедическим словарем в руках. Впоследствии я, наконец, понял, что писать надо не для себя, а для людей. И стал учиться писать просто и понятно. Но научиться писать просто о самых сложных вещах – это большое искусство, и для этого надо много тренироваться.

Общая структура монографии, как правило, бывает следующей:

- титульный лист – начальная страница книги, на котором печатают фамилию и инициалы автора, полное название книги, место издания (город), наименование издательства, год издания. Если книга написана несколькими авторами, то фамилии располагают либо в алфавитном порядке, либо по степени их участия в создании монографии. Если монография рекомендована к изданию ученым советом ВУЗа или НИИ, то это указывается между названием книги и местом издания;

- выходные данные книги – вторая страница. Здесь указываются в подборку автор (авторы), название, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Кроме того, на этой странице указываются: ББК (Библиотечно-библиографическая классификация) и УДК (Универсальная десятичная классификация). Эти классификаторы есть в каждой библиотеке, и автор может сам проставить соответствующую нумерацию. Кроме того, на этой же странице издательство проставит ISBN - Международный стандартный номер книги — уникальный номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием. На этой же странице располагается аннотация – краткие сведения о содержании книги и указание, на какой круг читателей она рассчитана. Средний объем аннотации должен быть в пределах 500-1000 знаков;

- оглавление, которое расположено в начале монографии – этим научное издание отличается от издания художественного[2];

- введение или/и предисловие. Предисловие – это краткий документ, в котором описывается цель издания данной работы и краткое содержание труда (обычно дают по главам или разделам). «Предисловить - оговаривать что либо напередъ, предуведомлять, предызвещать, говорить или писать къ чему предисловiе, предисловную речь, вступленье, объясненье последующаго» В.Даль. [Толковый словарь живого великорусского языка, том 3, с. 386]. Или, например, М.В. Ломоносов в «Риторике» определяет цель вступления как подготовку слушателя к тому, чтобы он читал сочинение «склонно, прилежно и понятно».

Введение – по названию термина – это введение читателя в проблему, в котором отмечается актуальность монографического исследования, кратко описывается методика исследования, особенности авторских подходов, перечисляются основные вопросы, раскрываемые в монографии. В монографиях чаще всего пишется введение. Но бывают случаи, когда в монографию включается и предисловие, и введение;

- первая глава (раздел). Ее условно можно назвать «литературным обзором». В ней дается анализ всех имеющихся публикаций по данной проблеме (направлению). Но текст должен быть не просто перечислением. А, во-первых, должен быть структурирован и классифицирован по аспектам, позициям разных ученых, по их подходам и т.д. Во-вторых, в этом анализе должна быть проявлена позиция самого автора. В конце первой главы дается резюме проведенного анализа и раскрыта авторская «модель» решения проблемы;

- остальные главы (разделы) определяются логикой: на какие логически завершенные последовательные части может быть расчленена изучаемая тема (проблема). Сколько частей – столько и глав (разделов). При этом необходимо обратить внимание на требование полноты, содержащееся в определении монографии, приведенном в самом начале этого подраздела. То есть вся совокупность глав должна полностью охватывать всю изучаемую тему (проблему). Могут быть случаи, когда у автора (авторов) собственных наработок недостаточно для обеспечения требуемой полноты. Тогда следует либо продолжить исследования, либо, как допустимый вариант, использовать публикации других авторов (с обязательной ссылкой) но под углом собственной авторской позиции. Если же какие-то вопросы остались вообще не изученными, то об этом не следует умалчивать, а прямо написать, что они остаются открытыми и подлежат дальнейшему исследованию;

- в заключении подводятся итоги монографического исследования. Здесь еще раз очень кратко повторяются основные факты, мысли, идеи, вытекающие из работы; раскрывается – что удалось решить, а что осталось для дальнейших исследований; определяется – в какое место здания теории должен быть положен созданный автором (авторами) «кирпич»; показываются возможности реализации полученных материалов в практике;

- предметный и именной указатели (для монографий объемом свыше 20 печатных листов);

- список литературы и других источников;

- приложения, в которых размещаются вспомогательные материалы к тексту монографии.

Расскажу о своем опыте создания трех монографий, разнородных по своей природе.

1. «Процесс и методы формирования трудовых умений», 1986г.. Это была докторская монография. Введение – актуальность проблемы, где, в каких институтах выполнялись исследования. Первая глава «О трудовых умениях» - обзор литературы, определение понятий «умение», «навык», их соотношение; анализ понятий «практические умения», «трудовые умения», «профессиональные умения», «общетехнические умения», «политехнические умения»; понятие «образ действия», этапы формирования умений. Резюме: авторская позиция – умения – высшее человеческое качество, сложное структурное образование личности, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.

Далее разбиение по главам осуществлялось в следующей логике: умения формируются на основе знаний (2-я глава); составными компонентами являются навыки (3-я глава) со своими специфическими методами формирования (4-я глава); раскрыта структура самих умений и рассмотрены вопросы совершенствования методов их формирования (5-я глава).

Вторая глава «Подготовка молодежи к трудовой деятельности и взаимосвязь знаний и умений». В ней был проведен анализ общих представлений о природе знаний и их формировании, уточнены классификации знаний обучающихся по уровням обобщения (абстракции), уровням освоения учащимися и т.д. (на основе работ В.П. Беспалько, И. Я. Лернера и др.). Подробно рассмотрен вопрос о том, что понимается в литературе, и как автор понимает понятие «применение знаний на практике». Далее шло описание результатов большой экспериментальной работы, проведенной мною, моими сотрудниками и аспирантами по совершенствованию системы знаний, определяющих формирование трудовых умений.

В третьей главе «Процесс формирования трудового навыка» на основании литературных данных рассмотрена динамика процесса, описаны выявленные в ходе экспериментальной работы общие закономерности формирования навыков, в том числе и количественные.

В четвертой главе «Совершенствование методов формирования трудовых навыков» описаны выявленные в ходе экспериментальной работы эффективные методы и методические приемы формирования навыков.

Пятая глава «Задачи подготовки молодежи к трудовой деятельности и совершенствование структуры умений». В ней предложена иерархическая структура деятельности (на уровнях операций, тактики и стратегии) и соответственно, иерархическая структура умений: операционных, тактических, стратегических. Введено понятие интегративной трудовой деятельности как единства всех основных видов человеческой деятельности: ценностно-ориентировочной, познавательной, практической, эстетической и коммуникативной. Далее на основе опытно-экспериментальных работ раскрыты возможности формирования у обучающихся интегративной деятельности и умений на уровне ее тактики и стратегии.

В конце монографии, естественно, дано заключение и список литературы.

2. «Российское образование в новой эпохе», 2000г. Книга создана на основе анализа многих сотен книг и статей различных авторов, а также собственных наработок и размышлений автора.  Хотя в подзаголовке книги стоит «публицистическая монография», на самом деле автор построил теорию развития системы народного образования России. Как известно, теория – это высшая форма организации научного знания, дающее целостное представление о существенных связях в определенной области знаний – объекта данной теории (в нашем случае объектом выступает развитие образования). Основными требованиями к любой теории являются:

1) Требование полноты, т.е. теория должна научно описы­вать все основные явления, процессы и связи между ними.

2) Требование непротиворечивости, т.е. все постулаты, идеи, принципы и другие конструкции теории логически не долж­ны противоречить друг другу.

Рассмотрим, как эти требования могут быть удовлетворены  в нашем случае. Полнота может быть достигнута типологией и иерархической системой классификаций идей, вытекающих из них принципов развития образования и условий их реализации.

Логическая структура построения данной книги была следующая. В первом разделе дан краткий анализ сущности новой эпохи, в которую перешло человечество – эпохи постиндустриального общества[3].  В конце первого раздела сформулирован исходный посту­лат теории: в новой эпохе, в которую перешло человечество, в но­вых условиях жизни России, направленной на построение гуманис­тического демократического общества с рыночной экономикой, образование в стране должно стать качественно иным, адекватно соответствующим этому новому обществу.

Далее в последующих главах этот постулат развивается в формулировании четырех основ­ных идей, соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов – его «потребителей»: личности, общества, производс­тва и самой образовательной сферы: идеи гуманизации (вторая глава), демократизации (третья глава), опережающего образования (четвертая глава), непрерывного образования (пятая глава). Напомним при этом, что идея (в смысле общественно-историческая идея) понимается как высшая форма познания мира,  не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование (Философский энциклопедический словарь –  М., 1989). Идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы.

В свою очередь каждая идея в книге раскрывается, конкре­тизируется в совокупность принципов развития образования (каждый принцип – отдельный параграф). При­чем, эти совокупности принципов выделены в каждом случае по вполне опре­деленным основаниям классификации. Так, например, в основание классификации принципов гуманизации образования положены убеждения личности, включающие ее мировоззрение и стремление к его реализации   и объединяющие: эмоциональные (принцип гуманитаризации), интеллектуальные (принцип фундамен­тализации) и волевые (принцип деятельностной направленности) свойства личности. Интегративной характеристикой убеждений личности выступает ее национальный менталитет (принцип нацио­нального характера образования). В свою очередь каждый принцип развивается, конкретизируется в совокупность условий его реализации, также выделенных по конкретным основаниям. К примеру,   в основание классификации условий реализации принципа гуманита­ризации образования взяты отношения личности: к самому себе (эстетическое обучение и воспитание обучающихся); к другим людям (этическое...); к труду, производству (экономическое...); к природе (экологическое...); к государству (правовое обучение и воспитание) – см. рис. 2.

 

Рис. 2. Построение структуры теории развития образования (фрагмент).

 

Аналогично в основании классификации принципов демократизации образования лежит уровень управления субъектами: учащийся, студент – принцип самоорганизации; учитель, преподаватель как руководитель обучающихся – принцип сотрудничества. Учебное заведение – принцип открытости; система образования – принцип многообразия; регион –  принцип регионализации. Страна в це­лом в двух аспектах  (новая классификация – деление на подклас­сы): в аспекте общества – принцип равных возможностей и в ас­пекте государства – принцип общественно-государственного уп­равления. В свою очередь каждому принципу соответствует  сово­купность условий его реализации, также построенных по опреде­ленной классификации с вполне конкретным основанием.

Таким образом, требование полноты теории, очевидно, обеспечивается построением иерархической сис­темы классификаций (с соблюдением всех правил их построения, охватывающих в совокупности все существенные стороны и аспекты рассматриваемого объекта) по выделенным основаниям классифика­ций.

Требование непротиворечивости, очевидно, также удовлетворяется за счет соблюдения тех же правил построения классифика­ций. В частности, того правила, что члены классификаций должны исключать друг друга, а также тех обстоятельств, что в каждом случае классифицировались разные объекты, и что классификации строились по разным не совпадающим основаниям.

Далее, как известно, теория имеет три основных функции: объяснительную, предсказательную (прогностическую) и предписывающую (нормативную). Применение подобного типологического способа построения теории позволяет: выя­вить и объяснить противоречия, прорывы, слабые места в совре­менном состоянии системы образования; выявить, что необходимо делать безотлагательно, вводить в качестве нормативов, импера­тивов; предвидеть, как должна развиваться система народного образования в будущем. В частности,  здесь необходимо отметить то обстоятельство, что каждая идея развивается в совокупности принципов, а принципы (в научном смысле), как известно, выпол­няют двоякую роль – с одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован; с другой стороны, принцип высту­пает в смысле принципа действия – норматива, предписания к де­ятельности.

Наконец, при данной конструкции теории любая вводимая   в дальнейшем кем-либо какая-либо инновация может быть, очевидно, четко идентифицирована, однозначно отнесена к тому или иному конкретному условию реализации конкретного принципа конкретной идеи.

Тем не менее, поскольку известно, что одна и та же совокупность объектов может быть классифицирована по различным ос­нованиям (так, например, известно девять независимых классификаций методов обучения), то, понятно, что данная теория развития образования – не единственно возможная. Впрочем, как ска­зал булгаковский Воланд, «все теории стоят одна другой». Ведь, как известно, гносеологический принцип дополнительности допускает множественность теорий, описывающих одну и ту же предметную область.

В любом случае этот типологический, классификационный подход к построению теоретических конструкций, думается, имеет определенный научный интерес для построения теорий (концепций) в гуманитарных и общественных науках.

Книга «Российское образование в новой эпохе» получила широкое распространение. И, хотя она была опубликована более 10 лет назад, развитие российского образования в положительных аспектах идет именно в описанных в этой книге направлениях. Хотя далеко еще не все из раскрытых в книге векторов развития образования реализованы.   

3. «Методология образования», 2002г. (имеется в виду первое издание) [12]. История создания этой книги довольно интересна. С самого начала моей научной деятельности в силу ее физиолого-психолого-педагогической специфики меня интересовала методология вообще и методы исследования в частности: экспериментальные, инструментальные, количественные. Я участвовал во всех методологических семинарах, проводимых в те годы Институтом теории и истории педагогики АПН СССР, опубликовал ряд статей по методам исследований. Далее, когда моя жена работала над кандидатской диссертацией по методологии педагогики[4], а фактическим ее руководителем был В. В. Краевский, который в те годы заканчивал свою докторскую диссертацию. Поскольку я жене помогал, как мог, мне пришлось вместе с ней детально вникать в суть методологии науки вообще и методологии педагогики в частности.

И тогда я убедился в том, что в обширной литературе по методологии науки вообще и по методологии педагогики меня не устраивало отсутствие какой-либо системности: разные авторы затрагивали и описывали отдельные аспекты, а целостной картины не было. Кроме того, и предмет самой методологии не имел четкого определения.

Появилась потребность создать методологию в двух аспектах: методологию науки педагогики и методологию практической педагогической (образовательной) деятельности. Я бодро взялся за перо и за каких-то две недели написал раздел о методологии педагогики (методологии педагогического исследования – синонимы). Туда входили: особенности научно-педагогической деятельности, принципы – а это общенаучные принципы детерминизма, соответствия и дополнительности, методы и средства исследования.

Но как только я взялся за методологию практической деятельности, в частности практической педагогической (образовательной) деятельности, оказалось, что об этом во всей многочисленной литературе полное молчание. Хотя философы и признавали возможность наличия таковой. Пришлось читать литературу по другим наукам, искать, на каких основаниях можно будет построить методологию практической деятельности. И нашел. Из теории кибернетики и  системного анализа были вычленены особенности практической деятельности и ее принципы; из системного анализа и теории управлении проектами (project management) были взяты и, соответственно, препарированы методы практической деятельности. Кроме того, в логике проекта как завершенного цикла инновационной деятельности была построена временнáя структура практической деятельности. С той только разницей, что и  системный анализ, и теория управления проектами рассматривали только две основные фазы проекта: проектирование систем и реализацию систем. Отсутствовала конечная оценка реализации систем. Пришлось вникать в литературу по проблемам рефлексии и на этой основе достроить третью фазу – рефлексивную.

Далее, оппонируя докторскую диссертацию Н. А. Масюковой из Беларуси, я увидел ссылку на автореферат докторской диссертации  по культурологии киевского ученого В. А. Никитина о типах организационной культуры. Организационная культура – основная форма организации деятельности людей в различные исторические периоды: традиционная, ремесленная, научная (профессиональная), и современный тип – проектно-технологическая.

Когда собралось все это вместе, сразу выстроилась четкая система единого описания методологии как учения об организации деятельности:

- первая глава: «Основания методологии» (философско-психологические и науковедческие);

- вторая глава: «Методология научно-педагогического исследования»;

- третья глава: «Методология практической педагогической (образовательной) деятельности». Причем, обе главы, и вторая и третья, построены по единой структуре: логическая структура деятельности – характеристики деятельности (особенности, принципы, условия), средства и методы деятельности; и временнáя структура деятельности по фазам, стадиям и этапам проекта.

- четвертая глава: Сравнительный анализ организации научной и практической педагогической деятельности.

В дальнейшем на основе этого отработанного единого подхода были написаны: «Методология учебной деятельности», «Методология игровой деятельности», «Методология художественной деятельности». А в дальнейшем вместе с Д. А. Новиковым - общая «Методология», отдельной книгой была выпущена «Методология научного исследования». Недавно Д. А. Новиковым была выпущена «Методология управления». Так что термин «Методология Новиковых» стал расхожим в научной среде и в Интернете[5].

Но «вернемся к нашим баранам». Итак, уважаемый Читатель, предположим, что Вы преодолели, наконец, все трудности и завершили работу над рукописью монографии. Теперь встает вопрос о ее издании.

Для издания книги как научной монографии обязательным требованием является наличие не менее двух рецензентов (желательно докторов наук). Сведения о рецензентах указываются в выходных данных издания. О том, что книга является монографией (научным изданием), указывается в выходных данных на второй странице, а также в предисловии или в аннотации. Желательно также наличие аннотации на иностранном (английском) языке. Рекомендуемый тираж монографии должен составлять не менее 500 экземпляров.

Теперь стоит вопрос, где издавать монографию. Коммерческие издательства (а сегодня все издательства коммерческие, кроме ведомственных при ВУЗах, НИИ и т.п.) крайне редко берут на издание монографии, также как и любую другую научную литературу. Поскольку научные книги плохо раскупаются. Так что будем считать, уважаемый Читатель, что Вам крупно повезло, если какое-то издательство взялось издать Вашу монографию. К тому же у таких издательств, как правило, есть книготорговые сети, и у Вас не будет проблем с распространением Вашей книги.

Путь второй – издать монографию в своем университете, НИИ и т.п. Это Вам обойдется сравнительно недорого, а подчас и вовсе бесплатно. Но здесь возникает проблема распространения книги. В своем университете небольшая часть тиража разойдется. А дальше? К этому вопросу мы еще вернемся несколько ниже.

Путь третий – издать монографию самому. На свои деньги или, может быть, на средства какого-либо спонсора. В таком варианте книги охотно издают любые издательства. Только надо поискать, в каком издательстве это будет дешевле. В том числе, в Москве, в Петербурге издания стоят дорого, а где-нибудь в Тьмуторокани намного дешевле. Но можно использовать и такой прием: крупные московские издательства – «Высшая школа», «Наука», «URSS» и другие - при наличии у рукописи рецензий двух докторов наук и решения ученого совета ВУЗа (НИИ) за очень умеренную плату дают разрешение об издании книги под их грифом. А напечатать книгу можно в любой типографии где-то в глубинке. Тогда книга будет издана как бы в Москве, что считается престижным.

Теперь поговорим о подготовке книги к изданию. Редактирование. Наличие научного редактора для докторской монографии недопустимо. За работой литературного редактора необходимо внимательно следить: часто ради правильных с точки зрения литературного языка оборотов или ради красоты стиля редактор может исказить смысл написанного автором. Я лично уже давным-давно не пользуюсь услугами литературных редакторов и редактирую свои книги сам – специфика моего индивидуального языка такова, что любые правки, произведенные сторонним человеком, искажают смысл. Технический редактор и корректор при подготовке рукописи к изданию необходимы.

О размере шрифта верстки. Иногда автор с целью удешевить издание просит дать в оригинал-макете книги мелкий шрифт. Это удешевляет издание, поскольку меньше расход бумаги и других материалов. Но тогда книга будет читаться с трудом и оттолкнет будущего потребителя. С другой стороны, если Вы печатаете книгу за свои средства, издательство, типография могут дать слишком крупный шрифт, чтобы нагнать число страниц и получить с Вас больше денег. Необходим баланс.

Отдельный разговор об обложке книги. Обложка – это лицо Вашей книги, от нее очень многое зависит, как ее воспримут читатели. Если Вашу книгу взялось издать крупное издательство, то можете не беспокоиться. Если же издательство ведомственное, или Вы печатаете книгу к какой-либо типографии, тут надо быть внимательным. Дело в том, что в таких издательствах и в таких типографиях в большинстве своем сохранились старые работники с отвратительной советской привычкой не иметь лишних забот и хлопот. Они привыкли печатать все, в том числе и обложки книг так называемой у полиграфистов «чернухой». То есть одной черной краской печатается шрифт на белой бумаге. Такая книга выглядит просто безобразно. Но есть и другие способы придать книге хоть какой-то эстетичный вид тоже при использовании монохромной печати (т.е. с одной краской) при той же стоимости производства. К примеру, на цветной бумаге, допустим желтой, печатается шрифт красно-коричневой краской – уже совсем другой вид! Или же печать так называемой «вывороткой» - буквы шрифта остаются белыми, а все остальное пространство залито краской: коричневой или синей, или зеленой и т.п. Стоимость точно такая же, как и у «чернухи», но вид книги совсем иной. Не говоря уже о том, чтобы вообще сделать цветную обложку «с картинками». Кстати, я, начиная с 90-х гг., сам делаю макеты обложек всех своих книг, а также и многим своим друзьям.

Теперь о распространении изданной монографии. Это сегодня самый сложный вопрос. Сложный потому, что сейчас издается огромное количество наименований книг. Бытует такое выражение: «раньше, в советские времена, издавалось 5 наименований книг тиражом 100 тыс. экземпляров. Теперь издается 100 тыс. наименований книг тиражом 5 экземпляров». Крупные книготорговые сети научную литературу на реализацию не берут. Им это невыгодно, они торгуют учебниками, художественной литературой, красочными альбомами и т.п., т.е. «продажной литературой».

Малые книготорговые организации научную литературу на реализацию берут. В том числе через них Ваши книги могут попасть в Интернет-магазины, где они будут лучше расходиться. Но не рассчитывайте не то, чтобы «заработать» денег, но даже окупить Ваши затраты на издание: книготорговые фирмы и книжные магазины в сумме дают «накрутку» с коэффициентом 2,7. То есть если Вы хотите получить, допустим, 100 рублей за каждый экземпляр книги в 100 страниц, то в магазине эта книга будет стоить уже 270 рублей – а кто же тогда ее купит? Так что приходится снижать цены себе в убыток.

Кроме того, есть книжные ларьки при университетах и т.д., куда тоже можно сдать свои книги на продажу. Также желательно разослать экземпляры монографии в Российскую книжную палату и ведущие российские библиотеки, ВУЗы и НИИ. Лично я последнее время просто раздариваю свои книги участникам конференций, семинаров и т.п.

Монографию, когда она уже издана, можно разместить в Интернете. В том числе на своем личном сайте. А также направить файл в различные электронные библиотеки - тоже хороший способ распространения книги.

Вот я и рассказал, уважаемые коллеги, все «секреты» написания, издания и распространения монографии.

 



[1] Печатный (авторский) лист – единица измерения объемов изданий в полиграфии. 1 печатный лист – 40000 печатных знаков, включая пробелы. назад

[2] Д. А. Новиков написал для своих учеников следующие рекомендации по составлению оглавления (структуры) книги (www.mtas.ru):

«Как человек «читает» книжку (научную или учебную)? Просматривает название, авторы, издательство, год издания, оглавление, список литературы, бегло пролистывает заинтересовавшие его части. Потом принимает решение о покупке и/или более внимательном чтении. До оглавления доходят все … Внимательно читают единицы – профессора, чьи друзья или коллеги фигурируют среди авторов, и студенты, у которых по этой книге вышеупомянутые профессора будут принимать экзамен».

Принцип 1. Оглавление (указатель заголовков издания) должно быть кратким и отражать основное содержание издания. Оглавление, содержащее лишние слова, или занимающее половину объема издания, не является образцом для подражания, равно как и оглавление, приближающееся по информативности к названию издания.

Принцип 2. Оглавление может быть иерархическим – содержать от одного до трех уровней (например: глава, раздел, параграф или часть, глава, раздел). Меньше и больше – не стоит.

Принцип 3 (основной!). Оглавление в целом и любые его части одного уровня (названия глав, названия разделов внутри одной главы) должны с увлечением читаться автономно (логика изложения должна быть видна без обращения к собственно содержанию издания) и быть информативными.

Полезным является следующий прием: распечатайте отдельно только названия частей (глав, разделов внутри главы) и посмотрите взглядом покупателя, впервые держащего в руках Вашу книгу у полки книжного магазина.

Принцип 4. Для оглавления в целом и любых его частей одного уровня должны существовать основания выделения их и именно их (то есть, к оглавлению предъявляются те же требования, что и к классификации).

Принцип 5. В оглавлении элементы одного уровня должны быть рядоположены и содержать ключевыми одни и те же части речи. На одном уровне нежелательно смешение занудно-формального и публицистического стилей.  назад

[3] В дальнейшем этот вопрос был более подробно рассмотрен в другой книге: «Постиндустриальное образование» [19].  назад

[4] Новикова Т. В. Условия готовности результатов педагогических исследований к реализации их в школе. Автореф.  дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1976.   назад

[5]  Все эти книги выложены в бесплатном доступе на сайте www.methodolog.ru.   назад

 

Предыдущая статья Закрыть окно

Следующая статья


 

   Rambler's Top100

© 2005 - А.М.Новиков